Вчера Дмитрий Шохин – гособвинитель по делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева – обратился к суду с ходатайством о продлении на три месяца срока предварительного заключения Ходорковского. Как утверждает прокурор, срок содержания под стражей экс-главы ЮКОСа истекает 14 ноября, а по мнению адвокатов, срок предварительного заключения Ходорковского заканчивается на два дня раньше. Сторона защиты обратилась к суду с просьбой дать ей время – хотя бы до 2 ноября – для подготовки письменного ответа на ходатайство прокурора, поскольку, как утверждает Генрих Падва, «обращение прокурора стало неожиданностью для защиты».
Свое ходатайство прокурор мотивировал тем, что Михаил Ходорковский обвиняется в совершении нескольких преступлений, причем некоторые из них относятся к категории тяжких. Оказавшись на свободе, экс-глава ЮКОСа, по мнению прокурора, может воспрепятствовать установлению истины по делу, оказать давление на свидетелей или скрыться от суда, «поскольку имеет международные связи».
В свою очередь, выступая со встречным ходатайством, Генрих Падва сослался на то, что Шохин предъявил ряд доводов в пользу продления Ходорковскому сроков содержания, и эти доводы нуждаются в тщательном рассмотрении защиты. «Адвокатам нужно время на то, чтобы подготовить доказательства необоснованности доводов прокурора. В том числе им необходимо переговорить с Михаилом Ходорковским», – сказал Генрих Падва. Гособвинитель заявил, что не против ходатайства защиты, но заметил, что адвокаты потребовали слишком много времени для подготовки, и потому просит суд оставить просьбу Падвы без удовлетворения. Суд удовлетворил ходатайство защиты, но при этом учел пожелания гособвинителя: адвокатам дали два с половиной часа для обсуждения и подготовки ответа.
Защитники акционеров ЮКОСа уже не первый раз сталкиваются с преждевременными, по их мнению, ходатайствами обвинения о продлении их клиентам сроков содержания под стражей. Так, 10 сентября Мещанский суд продлил срок предварительного заключения Платона Лебедва на три месяца. При этом, по словам адвоката Лебедева Елены Липцер, ходатайство прокурора было заявлено преждевременно, поскольку еще оставалось 16 дней до истечения срока содержания под стражей. Кроме того, как утверждала Елена Липцер, «прокуратура вновь не представила ни одного доказательства в подтверждение своих доводов о том, что, оказавшись на свободе, Лебедев может скрыться от суда, оказать давление на свидетелей и воспрепятствовать установлению истины по делу». Тем не менее и Мещанский суд, и кассационная инстанция с доводами обвинения согласились.