«Нами установлены сейчас более 80 смертников, подготовленных за рубежом, которые должны направляться в Россию для совершения террористических актов», – такие данные привел в конце прошлой недели на заседании Госдумы директор ФСБ РФ Николай Патрушев. По его словам, часть шахидов обезврежены, однако это не снижает вероятность того, что остальным удастся выполнить свое задание. «Для того чтобы уверенно говорить, что не будет терактов, должна работать комплексная система мер, и должна работать четко. Пока у нас в стране такая система не создана, – утверждает глава ФСБ. – У отдельных из них (террористов-смертников. – «НГ») имеются до 7 документов, удостоверяющих личность. Естественно, мы все их документы, под каким именем, по какому маршруту они появляются в России, не знаем».
Пока неясно, предприняты ли правоохранительными органами какие-либо специальные меры в связи с сообщением о возможном «массовом» появлении шахидов в российских городах. Непонятно, каким образом будут искать этих людей: имеются ли у милиции ориентировки на них или, может быть, существуют фотороботы смертников. Прояснить эти вопросы в соответствующих ведомствах вчера не удалось.
В пресс-службе МВД РФ от комментариев отказались. Схожий ответ был получен в пресс-службе ГУВД Москвы: «Мы не можем давать какие-либо комментарии по заявлению, сделанному представителем другого ведомства. Кроме того, информация такого плана (о конкретных способах поиска террористов и предотвращения терактов. – «НГ») всегда считалась закрытой».
«Это достаточно новое явление», – так охарактеризовал угрозу со стороны террористов-смертников глава ФСБ. С учетом этого заявления и признания Николая Патрушева отсутствия специальной системы мер предупреждения терактов, можно предположить, что силовые структуры и правоохранительные органы в состоянии сегодня противопоставить террористам только два проверенных метода – агентурную работу и проверку документов.
Особенности первого метода, естественно, не афишируются. Однако, судя по заявлениям руководителей силового блока и официальным утечкам, в последнее время агенты приносят все большую пользу. А вот проверка документов вряд ли способна стать серьезным заслоном на пути террористов-смертников. Как утверждают источники «НГ» в спецслужбах, бороться правоохранительным органам приходится с разветвленной террористической сетью: «Главная ее задача – не столько проведение терактов, сколько обеспечение необходимых условий для прибывающих извне исполнителей». На территории России террористы, по словам нашего источника, используют самые разнообразные методы конспирации: один и тот же человек обеспечивается несколькими комплектами документов на разные фамилии; чтобы попасть в страну и добраться до пункта назначения, смертники каждый раз используют разные, вызывающие меньше всего подозрений маршруты. Зачастую такие люди не нуждаются и в том, чтобы до момента теракта появляться на улицах, даже для того, чтобы купить себе еды. «У них есть возможность до назначенного часа отлежаться «на дне», в не вызывающих подозрения квартирах или частных домах: все, что нужно для жизни, им обеспечивают местные связники», – утверждают источники «НГ».
Кроме того, как свидетельствует статистика, большинство терактов в России совершили смертницы (исключение – взрыв в московском метро в феврале прошлого года). А документы на улицах до сих пор чаще спрашивают у мужчин, чем у женщин. И хотя после августовских взрывов самолетов проникнуть на борт лайнера стало труднее, как утверждают источники «НГ» в спецслужбах, весь остальной общественный транспорт, равно как и места с большими скоплениями людей, остаются легкой добычей для смертников-шахидов и шахидок.