О том, могут ли его похитители быть связаны с «делом Старой Смоленской дороги», Сергея Кукуру никто не спрашивал.
Фото Reuters
Громкое дело о похищении вице-президента НК «ЛУКОЙЛ» Сергея Кукуры осенью 2002 года близится к развязке. Прокуратура Смоленской области завершила необходимые следственные действия, и как ожидается, в ближайшее время все материалы будут переданы в суд. Обвинение в организации похищения топ-менеджера нефтяной компании предъявлено двум смоленским «авторитетам» – Игорю Рябоконю и Юрию Стаценко, которые входили в группировку влиятельного криминального лидера Владимира Винокурова по кличке Винокур, застреленного два года назад в Смоленской области. Именно он, как полагает следствие, был заказчиком похищения московского предпринимателя.
Сергей Кукура был похищен 12 сентября 2002 года в районе подмосковного поселка Внуково. Рано утром дорогу «Мерседесу», в котором находился вице-президент «ЛУКОЙЛа», преградила черная «Волга» с милицейскими номерами. Трое похитителей в масках и камуфляжной форме вкололи водителю иномарки сильнодействующее снотворное, пересадили Кукуру в свою в машину и вывезли в поселок Шабель Хиславического района Смоленской области. Вскоре похитители выставили требования – 3 млн. долл. и 3 млн. евро. По одной из версий, долларовая часть предназначалась «хорошим людям» из Смоленска, которым якобы задолжал Кукура, а в 3 млн. евро похитители оценили свою работу. А через 13 дней Сергей Кукура неожиданно для всех оказался на свободе: как заявляли в «ЛУКОЙЛе», никакого выкупа за его освобождение компания не платила.
Первая информация о похитителях всплыла спустя 9 месяцев после инцидента, когда в Дмитровском районе Подмосковья сотрудниками Главного управления МВД по Центральному ФО был задержан Юрий Стаценко. Уже тогда он подозревался не только в похищении вице-президента «ЛУКОЙЛа», но и в убийстве Винокура, которое было совершено вскоре после скандальных событий, связанных с исчезновением Кукуры.
Если верить показаниям Стаценко, убийство Винокурова было «мерой вынужденной». Продержав высокопоставленного нефтяника в заброшенном доме почти две недели, похитители испугались шума, поднятого в прессе, и отпустили Кукуру «бесплатно». Винокур же, решив, что его бойцы получили выкуп, а его обманули, приказал их убить. Но Рябоконь и Стаценко сыграли на опережение: 11 октября 2002 года, когда Винокур на «Тойоте» с водителем подъезжал к Смоленску, они расстреляли его машину.
Самая интересная деталь этих двух нашумевших преступлений, объединенных в одно уголовное дело, – мотив похищения вице-президента НК «ЛУКОЙЛ». Исходя из информации, получившей широкую огласку, «вице-президент мог пострадать в результате участия его компании в строительстве Старой Смоленской дороги». В ходе суда над экс-губернатором Смоленской области Александром Прохоровым выяснилось, основную часть денег на обустройство дороги (224 млн. руб.) область получила не напрямую от Федерального дорожного фонда (ФДФ), а от его должника – НК «ЛУКОЙЛ». Генподрядчиком в деле строительства дороги без проведения конкурса стало Вяземское ГДРСУ. После того как деньги были перечислены ГДРСУ и ФДФ зачел долг нефтяной компании, средства были переведены на счета якобы близких к «ЛУКОЙЛу» фирм – «Венор М» и «Алькорта». Взамен эти структуры должны были поставить топливо и дорожную технику, однако поставки были выполнены, как утверждает следствие, «далеко не в полном объеме» и по явно завышенным ценам. В НК «ЛУКОЙЛ» за эту трехстороннюю сделку (между НК, Смоленской обладминистрацией и ФДФ) отвечал Сергей Кукура. Во время процесса над экс-губернатором он даже подвергся допросу в качестве свидетеля, однако вопрос его похищения в ходе судебного разбирательства не обсуждался.
Выявлять причастных к ущербу, нанесенному государству (в размере 56 млн. руб.), следствие по делу Прохорова не собиралось: пока они проходят в рамках отдельного уголовного дела как «неустановленные». По некоторым сведениям, эти «неустановленные лица» не поделились своим заработком со смоленскими чиновниками, затеявшими реконструкцию дороги и «закрывшими глаза» на то, что происходило с «дорожными» средствами. Отсюда и выплыла версия о возможной связи между похищением вице-президента «ЛУКОЙЛа» смоленскими бандитами и десятками миллионов, осевших в чьих-то карманах «по пути» к Смоленской дороге. Однако в пресс-службе «ЛУКОЙЛа» по этому поводу заявляли: «Все свои обязательства компания выполнила в полном объеме. Очень странно, что нас пытаются обвинить в каких-то финансовых аферах и связать с криминальными авторитетами».
На этом фоне не совсем понятными выглядят попытки Мособлпрокуратуры приостановить дело о похищении Кукуры. По версии прокуроров, «показания Стаценко не нашли своего подтверждения». Между тем этапированный в Смоленск подозреваемый рассказал следователям детали похищения в мельчайших подробностях. Он указал дом, где удерживался Кукура, и место, где было спрятано оружие, отобранное у его охранника во время нападения. Как сообщил корреспонденту «НГ» источник в прокуратуре, следственный эксперимент проводился и с участием Сергея Кукуры. На вопрос, не было ли просьбы с его стороны «закрыть тему» похищения, следователь облпрокуратуры по особо важным делам Сергей Кузнеченко ответил: «В данном случае желание потерпевшего, даже если таковое было бы, никакого значения не имеет».
Помимо убийства Винокурова и похищения Кукуры, Рябоконю и Стаценко инкриминируется вымогательство, разбой и хищение огнестрельного оружия. Связь похищения вице-президента «ЛУКОЙЛа» с «делом о Старой Смоленской дороге» в этом деле не рассматривалась. «Мне, во всяком случае, об этом ничего не известно», – сообщил Сергей Кузнеченко.
Смоленск