Еще пару лет назад Наталья Чернышева была желанным гостем на самых разных мероприятиях. На снимке: бывшая сотрудница Кремля в здании ММВБ – в руке папка с надписью «Президент Российской Федерации».
Фото Дениса Тамаровского (НГ-фото)
«Дело ЮКОСа» породило очередную сенсацию. Следствие подступилось к святая святых президентской власти – Управлению по внутренней политике администрации президента России.
В понедельник в Магистратском суде Лондона начались слушания по делу об экстрадиции в Россию еще двух фигурантов «дела ЮКОСа» – Натальи Чернышевой и Дмитрия Маруева. Бывшего заместителя главного бухгалтера нефтяной компании Дмитрия Маруева и бывшего начальника управления регионального бизнеса ЗАО «Роспром» Наталью Чернышеву заочно обвиняют в хищении 76 млрд. руб., которые должны были пополнить бюджет Волгоградской области. Но в открытых материалах дела (по крайней мере в той части, которая доступна общественности) нет ни одного упоминания о том, что Наталья Чернышева до осени 2003 года занимала заметный пост в администрации президента России.
Чернышева фигурирует в деле как бывший начальник управления регионального бизнеса ЗАО «Роспром», а до этого – как начальник отдела приватизации банка «МЕНАТЕП». Между тем в администрации президента России «НГ» подтвердили, что до осени прошлого года Наталья Владимировна Чернышева занимала должность начальника управления общественных связей и гуманитарной политики Главного управления внутренней политики администрации президента. Это управление занимается, как следует из положения, «информационно-аналитическим и организационным обеспечением реализации президентом его конституционных полномочий по определению основных направлений внутренней политики государства».
Работу Управления по внутренней политике администрации президента (до недавнего времени – Главного управления по внутренней политике) координирует нынешний замглавы администрации – помощник президента Владислав Сурков. Именно это управление вынесло на своих плечах тяжесть двух президентских и парламентской кампаний и множества региональных, в том числе и таких экзотических, как выборы президента Чечни. Пикантность ситуации в том, что костяк струкутры формировали выходцы из «МЕНАТЕПА» – главного акционера ЮКОСа. Кроме Натальи Чернышевой, к их числу можно отнести первого зам- начальника Главного управления внутренней политики администрации президента РФ Сергея Абрамова и начальника отдела по связям с деловыми кругами и общественными объединениями Анатолия Кудряшова.
28 октября прошлого года «НГ» упоминала Наталью Чернышеву, Сергея Абрамова и Анатолия Кудряшова в числе наиболее вероятных претендентов на увольнение (возможной причиной могло стать «подозрение в связях с Ходорковским»). Тогда говорили, что Чернышева уже два месяца находится за границей «на лечении». Прогноз сбылся: теперь Наталью Чернышеву пытаются привлечь к уголовной ответственности, а Сергей Абрамов, по данным «НГ», некоторое время назад лишился своего поста в президентской администрации и уже выступает свидетелем в суде по «делу ЮКОСа». Очевидно, что все это напоминает «зачистку» людей в администрации президента, связанных с ЮКОСом и «МЕНАТЕПом», при сохранении неприкосновенности второго по влиянию человека в Кремле – Владислава Суркова (в рейтинге «НГ» «Сто ведущих политиков России в сентябре» он занял третье место).
Еще в конце января 2004 года первый заместитель генпрокурора РФ Юрий Бирюков объявил, что в международный розыск в связи с «делом ЮКОСа» объявлены десять человек. Тогда были названы лишь фамилии крупных акционеров НК ЮКОС: Леонида Невзлина, Владимира Дубова и Михаила Брудно. В отношении остальных было заявлено, что «это руководители подставных предприятий, через которые имитировалась продажа нефти и осуществлялся уход от налогов», а некоторым инкриминировались и «иные преступления». Вероятнее всего, в этой десятке были и фамилии бывшего заместителя главного бухгалтера ЮКОСа Дмитрия Маруева и Натальи Чернышевой.
В обвинительном заключении они фигурируют как «члены преступной группировки», им инкриминируется ряд преступлений, но главным, доминирующим эпизодом является история с таинственным исчезновением 76 млрд. руб.
В 1997 году из федерального бюджета Волгоградской области была выделена эта сумма на строительство жилья для увольняемых военнослужащих, а также сооружение моста через Волгу и водопровода в городе Михайловка. По версии следствия, эти средства были похищены путем фальсификации документов и учреждения подставных фирм «организованной группой», в состав которой вошли заместитель председателя ЗАО «Роспром» Владимир Дубов (сейчас находится в Израиле), замдиректора одного из совместных предприятий Андрей Крайнов (на скамье подсудимых по «делу ЮКОСа»), начальник управления регионального бизнеса «Роспрома» Наталья Чернышева и заместитель главного бухгалтера НК ЮКОС Дмитрий Маруев. Якобы обвиняемые для увода средств использовали изощренную и сложную схему взаиморасчетов.
В минувший понедельник состоялись предварительные слушания с участием россиян и их английских адвокатов, на которых Маруев и Чернышева заявили о своей невиновности. Вопрос отдавать российскому правосудию Маруева и Чернышеву или нет, возможно, решится 10 декабря: на этот день назначено очередное заседание магистратского суда в Лондоне. Пока же они оставили свои загранпаспорта в суде и были отпущены под залог (его сумма не разглашается) с обязательством не покидать пределов Лондона, где оба квартируют. В Генпрокуратуре пока отказываются от каких бы то ни было комментариев по данному делу. «Пока вопрос об экстрадиции не решен, не будем делить шкуру неубитого медведя», – заявили вчера корреспонденту «НГ» в управлении информации и общественных связей.
Фамилии Чернышевой и Маруева фигурируют и в другом уголовном деле, связанном с ЮКОСом и его дочерними структурами, – о мошенничестве при покупке госпакетов акций ОАО «Апатит» и НИИ удобрений и инсектофунгицидов. А тот факт, что в запросе на экстрадицию фигурирует совсем другое обвинение, может объясняться тем, что дело «Апатита» связано с именем еще одного госчиновника – председателя Российского фонда федерального имущества (РФФИ) Владимира Малина. 27 февраля 2004 года он был задержан прямо на рабочем месте в рамках уголовного дела по фактам завладения акциями ОАО «Апатит», обвинен в превышении должностных полномочий, повлекшем тяжкие последствия (ч. 3 ст. 286 УК РФ), а после допроса отпущен под подписку о невыезде.