Все четверо членов экипажа разбившегося в Судане самолета Ан-12 – граждане России. Об этом вчера заявил журналистам официальный представитель МИД РФ Александр Яковенко. «Мы получили сообщение от нашего посольства в Судане: вчера тела погибших членов экипажа доставлены в Хартум и идентифицированы. Все погибшие – российские граждане», – сказал Яковенко. Согласно данным МИД России, в авиакатастрофе погибли командир экипажа Сергей Шевцов, второй пилот Владимир Доронин, бортмеханик Юрий Безносов и штурман Олег Новиков. По словам Яковенко, в посольство переданы паспорта членов экипажа, чудом уцелевшие в пилотной сумке. «Посольство России в Судане находится в тесном контакте с местными властями, и мы надеемся, что тела погибших в ближайшее время будут доставлены на родину», – отметил Александр Яковенко.
Грузовой самолет Ан-12, принадлежавший суданской частной авиакомпании Sarit Airlines, потерпел катастрофу на юге Судана в ночь на 6 октября. По официальной информации, самолет рухнул на землю при попытке совершить вынужденную посадку в аэропорту города Гаджлидж из-за технической неисправности. Говоря о причинах катастрофы, Александр Яковенко подчеркнул: «Ошибка экипажа полностью исключается. Это показала экспертиза, и об этом говорят сами суданцы».
Межгосударственный авиационный комитет (МАК) пока не получил от властей Судана официальной информации об обстоятельствах катастрофы. Тем не менее историю разбившегося Ан-12 специалисты МАКа уже изучили. По их данным, самолет до 2002 года находился на балансе ВВС России, и его налет до момента катастрофы был небольшим.
По информации МИДа, российские пилоты работали в Судане по контракту с местной авиакомпанией. Работа по контракту – один из самых распространенных среди российских пилотов способов попасть в Африку. «Российских пилоты могут попасть на работу в Африку как через частные компании, заключив с ними договора, так и через российские авиапредприятия, которые сдают в аренду африканским авиакомпаниям свои самолеты», – рассказал «НГ» вице-президент и главный правовой инспектор труда Профсоюза летного состава России (ПЛС) Валентин Пресняков. В середине 90-х в России существовало несколько фирм, вербующих российских пилотов на работу в африканские страны. Как правило, эти фирмы именовали себя официальными представителями крупных международных авиакомпаний, однако на практике у них зачастую не было не только лицензии, но и юридического адреса. Такие фирмы-посредники тратили на оформление документов, билеты и аванс для российского летчика несколько тысяч долларов, а комиссионные, которые эти компании получали от своих африканских партнеров за каждого пилота, в десятки раз превышали эти расходы.
Как утверждает Валентин Пресняков, в последние годы по сравнению с серединой 90-х количество российских пилотов, желающих поработать в Африке, значительно уменьшилось. «Сегодня в России нет переизбытка квалифицированных летных кадров, – сказал «НГ» вице-президент ПЛС. – Более того, уже даже наметилась постоянно растущая потребность в пилотах. Я лично знаю летчиков, которые отказываются даже от очень выгодных предложений поработать в Африке. Они там уже были и прекрасно знают, что это такое. Они теряют в зарплате, но предпочитают работать в России».
Тем не менее российские летчики продолжают работать в африканских странах. И определяющим фактором по-прежнему являются деньги. Согласно официальной справке ПЛС России, средняя заработная плата летного состава в 2003 году составляла 22 тысячи рублей. А средняя зарплата российского пилота в Африке – 2–3 тысячи долларов. «В крупных компаниях зарплата летчиков может достигать и 3 тысяч долларов в месяц, поэтому из сотрудников серьезных авиапредприятий никто в Африку не поедет, – говорит Валентин Пресняков. – А для небольших фирм такие командировки – один из немногих способов заработать».