Во вторник на борту канадской дизельной подводной лодки «Чикоутими» возник пожар. Субмарина вынуждена была всплыть, силами экипажа огонь потушили, но 9 человек из 57 получили отравление продуктами горения. Лодка легла в дрейф в 100 милях к северо-западу от Ирландии. На помощь поспешили корабли и суда Королевских ВМС Великобритании. Дизели на лодке не запускаются, работает только аварийное освещение, радиосвязь с берегом неустойчивая.
Авария еще раз показала, насколько опасна служба подводников и сколь уязвимы подводные лодки. Бывший командир дивизии атомных подводных лодок капитан 1 ранга Леонид Шаипов так прокомментировал корреспондентом «НГ» это ЧП: «Пожар на подлодке – хуже, чем поступление воды. В замкнутом пространстве кислород выгорает очень быстро, дым и угарный газ распространяются через систему вентиляции по отсекам. Воде, если она поступает медленно, можно противодействовать хотя бы подпором воздуха, повышением давления. А огонь может так полыхнуть – маску надеть не успеешь. У меня было возгорание на лодке в Филиппинском море. Загорелся угольный воздушный фильтр. Сначала возникло тление, потом угарный газ пошел по отсекам. Один человек погиб, несколько отравились. Пришлось всплыть и провентилировать отсеки. Вероятно, у канадцев события развивались так же. Девять отравившихся – это значит, что продукты горения распространились по отсекам».
«Чикоутими» – дизель-электрическая субмарина класса «Виктория». Водоизмещение – 2400 тонн, скорость в подводном положении – 20 узлов, вооружение – 6 торпедных аппаратов. Четыре лодки этого типа были построены в Великобритании в 1990–1993 годах, но уже в 1994 году поставлены на консервацию, поскольку Королевские ВМС взяли курс на атомный подводный флот.
Таким образом «Чикоутими», раньше называвшаяся «Апхолдер», 10 лет не выходила в море. В 1998 году Канада приобрела все четыре «Виктории», находившиеся в консервации. Предполагалось, что после незначительного ремонта они вступят в строй. Но ремонт затянулся. «Чикоутими» была последней из ремонтировавшихся субмарин, три другие подлодки уже прибыли в Галифакс (Канада), но так и не приступили к боевой службе. Они оборудуются канадской торпедной системой с американской торпедой 48 mark, устраняются обнаружившиеся неполадки.
Торжественное переименование «Апхолдера» в «Чикоутими» и передача лодки канадским ВМС прошли в субботу 3 октября на базе Фаслейн в Шотландии. 18 октября лодка должна была прибыть в Галифакс. Предполагалось, что она еще будет выполнять и роль учебного корабля. «Это существенная веха в решении мучительной проблемы программы подводного флота Канады», – порадовался адмирал Дэн Макнейл. Проблему, похоже, решить не удалось.
Удар нанесен не только по канадским ВМС, но и по престижу британского судостроения. Уже звучат утверждения, что на лодках, которые практически не эксплуатировались, обнаружены серьезные технические недостатки – трещины в клапанах двигателей и трубопроводах. Особую пикантность случившемуся придает тот факт, что, учитывая особую комфортность закупленных подлодок, командование канадского флота разрешило служить на них женскому персоналу.