Мещанский суд во вторник отказался предоставить специальному докладчику Совета Европы по «делу ЮКОСа» Сабине Лойтхойзер-Шнарренбергер возможность пообщаться с Михаилом Ходорковским и Платоном Лебедевым. Суд согласился с гособвинителем, заявившим, что общение с представителем Совета Европы может негативно сказаться на подсудимых. Напомним, что в конце ноября Сабина Лойтхойзер-Шнарренбергер должна представить окончательный вариант своего доклада по «делу ЮКОСа» в комитет по правам человека Совета Европы, а в январе 2005 года доклад будет рассмотрен на сессии ПАСЕ.
Как рассказала корреспонденту «НГ» адвокат Михаила Ходорковского Карина Москаленко, «Сабина Лойтхойзер находится в России по приглашению руководителя российской делегации в ПАСЕ Константина Косачева». Это уже второй визит Сабины Лойтхойзер-Шнарренбергер в Россию. В мае этого года она посещала Москву, но тогда председатель Мещанского суда Александр Лукашенко отказал ей в возможности встречи с Ходорковским и Лебедевым, мотивируя это тем, что представитель ПАСЕ не является участником судебного процесса.
Вчера Карина Москаленко заявила в суде ходатайство с просьбой предоставить представителю Совета Европы возможность в перерыве судебного заседания пообщаться с подсудимыми. «Я представила суду на обозрение документ члена комитета Совета Европы по правам человека Сабины Лойтхойзер-Шнарренбергер, – говорит Карина Москаленко. – В этом документе Совет Европы просит органы госвласти оказать предъявителю данного мандата необходимое содействие в исполнении ее обязанностей». Адвокат уточнила, что «статья 18 закона о содержании под стражей допускает возможность встречи подсудимых не только с адвокатами и родственниками, но и с «другими лицами».
Как говорит Карина Москаленко, гособвинитель весьма неожиданно отреагировал на, по ее словам, «вполне невинную просьбу»: «Дмитрий Шохин заявил, что рад видеть в зале судебного заседания представителя Совета Европы, но в то же время он попросил суд отказать в возможности общения госпожи Лойтхойзер-Шнарренбергер с подсудимыми. Гособвинитель опасался, что такое общение заняло бы время, предоставленное подсудимым для отдыха и принятия пищи, что могло бы сказаться на них негативно. Кроме того, по мнению Дмитрия Шохина, это повлечет необоснованное затягивание судебного разбирательства и будет означать отступление от уголовно-процессуального законодательства РФ, соблюдать которое обязаны все». В то же время Карина Москаленко отметила, что «в своем отказе суд не сослался ни на какую норму закона, запрещающую такие встречи, что является признаком того, что таких норм не существует».
Сабина Лойтхойзер-Шнарренбергер, комментируя отказ суда, заявила, что ожидала подобного ответа. В то же время она заметила, что «прокурор отказал ей в возможности общения лишь в зале суда и не говорил о том, что она в принципе не может получить такого разрешения». Представитель ПАСЕ также выразила удивление тем, что Ходорковский и Лебедев находятся в зале суда в клетках. «Это абсолютно нетипично, чтобы люди, обвиняемые в совершении экономических преступлений, содержались в суде таким образом», – сказала Сабина Лойтхойзер-Шнарренбергер. По ее словам, в Европе это возможно лишь в случае, если человек представляет реальную опасность для окружающих.