Адвокат Генри Резник.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
В минувшую пятницу президент Московской адвокатской палаты Генри Резник направил в президиум Мосгорсуда жалобу на последнее решение судебной коллегии, которая удовлетворила иск сотрудников СИЗО «Матросская Тишина» Александра Фукалова и Владимира Базанова. Напомним, что судебная тяжба началась после скандального изъятия тюремщиками 11 ноября 2003 года у защитника Михаила Ходорковского адвоката Ольги Артюховой материалов ее рабочего досье, которые прокуратура расценила как инструкцию Ходорковского по противодействию следствию. Генри Резник через СМИ расценил это как беззаконие, заявив, что обыск проводился мужчинами, которые «шарили по телу женщины-адвоката». Сотрудники СИЗО заявили, что обыск и досмотр вещей к Артюховой не применялся. Посчитав, что при этом пострадали их достоинство и деловая репутация, они обратились в Черемушкинский суд столицы с иском, требуя публичных опровержений и извинений со стороны Генри Резника. Суд в удовлетворении иска отказал. Но 10 августа с.г. Мосгорсуд отменил решение районного суда и обязал ответчика выступить с опровержением распространенных сведений.
Адвокат Генри Резник вчера сообщил корреспонденту «НГ», что никаких колебаний относительно того, обжаловать последнее судебное решение или нет, у него не было. А затяжка с подачей жалобы объясняется тем, что долгое время адвокат не мог получить копию кассационного определения. «Я считаю, что решение Мосгорсуда, которое подменило собой решение суда первой инстанции, является актом беззакония, – заявил корреспонденту «НГ» Генри Резник. – Мосгорсуд вышел за рамки исковых требований, обязав меня опровергнуть высказывания, которые не просили опровергать истцы».
Почему судебная коллегия, если у нее возникало сомнение в обоснованности решения Черемушкинского суда, не вернула дело обратно, потребовав более тщательно исследовать обстоятельства? «Мосгорсуду как кассационной инстанции предоставлено право выносить новое решение, – пояснил Генри Резник, – но в ситуациях, когда абсолютно бесспорно установлены доказательства, подлежащие доказыванию в суде первой инстанции. В данном случае этого и в помине не было».
«Я расцениваю цепь решений судебных инстанций и действий органов юстиции как атаку на институт адвокатуры, – заявил наш собеседник. – В частности, Артюховой отказано в правосудии: ее жалоба на действия тюремщиков так и не была принята Преображенским судом. И это решение утвердил Мосгорсуд. Это просто позор отечественной юстиции».