Решение комиссии, удовлетворившей 15 сентября прошение о помиловании бывшего командира танкового полка Юрия Буданова, отбывающего 10-летний срок в Ульяновской области за убийство чеченской девушки Эльзы Кунгаевой, вызвало неоднозначную реакцию в обществе.
Резко негативные оценки прозвучали в Чечне. «Это плевок в душу многострадального чеченского народа», – заявил первый зампредседателя правительства республики Рамзан Кадыров. «Это безнравственное решение, свидетельствующее о гражданской незрелости, юридический безграмотности и политической близорукости лиц, которые его принимали», – таково мнение бывшего спецпредставителя президента РФ по правам человека в Чечне Абдул-Хакима Султыгова. Схожую позицию заняли представители правозащитных организаций. «Преступление, которое совершил Буданов, заслуживает того, чтобы он отбыл полный срок, к которому его приговорил суд», – заявила председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева. Редчайший случай – правозащитники сошлись в мнениях с представителями государства, правоохранительной системы. Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин: «Я не могу поддержать решение ульяновской комиссии». Заместитель генпрокурора РФ Владимир Колесников: «Я считаю, что Буданов должен отбыть наказание полностью».
В общероссийском масштабе сторонники помилования Буданова себя не обозначили. Если не считать заместителя главы администрации Ульяновской области Александра Бударина, который считает, что помилование Буданова, если оно состоится, «будет проявлением подлинного гуманизма». Тем не менее нельзя сказать, что осужденный лишен поддержки. По словам самого Буданова, ему оформлено российское гражданство, выделена квартира в Москве и предложена работа в службе безопасности одного из столичных банков.
Решение Ульяновской комиссии – еще не помилование, а лишь ходатайство. Далее его должен подписать губернатор области Владимир Шаманов. Известно, что генерал Шаманов, под началом которого Буданов служил в Чечне, неоднократно оказывал ему поддержку. Но на вчерашний день он о своем решении не объявлял, мотивируя это тем, что излишнее внимание к этой теме «может нанести вред принятию справедливого и взвешенного решения». Если губернатор все же поставит свою подпись, документы лягут на стол президента России. Окончательное решение – за ним. При положительном для Буданова исходе уже до конца года он может выйти на свободу.