0
1284
Газета События Интернет-версия

17.09.2004 00:00:00

Живые бомбы знали, где взорваться

Тэги: авиакатастрофы, теракты, следствие


авиакатастрофы, теракты, следствие Во время падения Ту-154 в Ростовской области многие на борту авиалайнера еще были живы.
Фото Reuters

Техническое расследование причин катастрофы российских авиалайнеров Ту-154 и Ту-134 24 августа завершено. Согласно выводам авиационных экспертов, взрывы на обоих самолетах произошли внутри фюзеляжа: на Ту-154 – в районе 25-го ряда кресел, а на Ту-134 – 19-го ряда. В результате взрывов, согласно выводам госкомиссии, «произошла полная разгерметизация фюзеляжа в течение одной секунды», что привело к разрушению конструкции самолетов. Это повлекло за собой обесточивание бортовой сети и «нарушение кинематической связи в проводке управления рулем высоты и рулем направления». Все эти события произошли, по данным госкомиссии, в течение 2–3 секунд. Официально мощность взрывных устройств не сообщается, но в ряде СМИ со ссылкой на экспертов-взрывотехников сообщалось, что мощность сработавших на лайнерах бомб не превышала 400 грамм в тротиловом эквиваленте.

Между тем, как утверждают эксперты «НГ», в обоих самолетах в районе указанных госкомиссией рядов кресел нет никаких технологических узлов и разъемов. «В этих местах фюзеляж не подразумевает штатной разборки, и там он очень прочный», – рассказал «НГ» авиационный эксперт, долгое время проработавший в ЛИИ им. Громова. Кроме того, наш источник отметил, что «взрыв такой мощности внутри фюзеляжа не может сразу вывести из строя все коммуникации управления, поскольку они дублируются трижды». «Полное обесточивание самолета и выход из строя систем управления и контроля в течение нескольких секунд возможно только при условии разрушения конструкций самолета, – утверждает эксперт «НГ». – А разрушить конструкции самолета за секунды взрывом малой мощности изнутри фюзеляжа невозможно. Для этого необходимо гораздо больше времени. Люди, закладывавшие бомбу, были очень правильно проинструктированы, а может быть, им дали возможность и отрепетировать свои действия».

Обнародование выводов госкомиссии не ставит точку в расследовании уголовного дела по фактам взрывов в самолетах: оно продолжается, и последнее слово в нем скажут следователи Управления по особо важным делам Генеральной прокуратуры. Однако некоторые подробности генпрокурор Владимир Устинов уже озвучил. Так, по его словам, террористки-смертницы, взорвавшие авиалайнеры, попали на борт самолетов за взятку в тысячу рублей. «За две минуты до окончания регистрации арестованный ныне Арутюнов, промышлявший спекуляцией авиабилетами, передал сотруднику авиакомпании «Сибирь» билет на имя Джебирхановой, купленный ею на рейс, вылетавший утром следующего дня и тысячу рублей. Сотрудник авиакомпании написал на билете: «Принять к перевозке на рейс 1047 24.08.2004», и террористка спокойно прошла в самолет», – сообщил генпрокурор. Кроме того, по словам Устинова, трагедию можно было бы предотвратить: еще в аэропорту милиционеры задержали смертниц, но оперуполномоченный по борьбе с терроризмом отпустил их безо всякой проверки. «Работники линейного отдела милиции выявили их, забрали у них паспорта и передали оперуполномоченному по борьбе с терроризмом, капитану милиции, для досмотра их вещей и проверки на предмет возможной причастности к терактам. Но капитан отпустил их без всякой проверки, и они стали спешно добывать билеты в том же здании», – сказал Устинов. По его словам, билетный спекулянт Армен Арутюнов и сотрудник авиакомпании «Сибирь» арестованы, а в отношении капитана милиции ведется служебная проверка. Как сообщили «НГ» в МВД РФ, «на время проверки он временно отстранен от исполнения должностных обязанностей».

В итоговом заключении о терактах на борту Ту-134 и Ту-154 говорится, что шахидки при посадке проходили в аэропорту «Домодедово» стандартную процедуру проверки. К службе безопасности аэропорта претензий нет: все процедуры регистрации и линии авиационной безопасности террористки-смертницы прошли в полном объеме. Об этом свидетельствуют показания самих этих сотрудников, которые получило следствие, а также видеозаписи с камер слежения.

В связи с этим обращают на себя внимание недавние сообщения ряда западных СМИ о том, что в январе нынешнего года, после серии арестов в США членов международной террористической организации «Аль-Каида», ФБР распространило информацию о планах террористов проносить на борт самолетов бомбы в разобранном состоянии, что делает их обнаружение службой безопасности крайне проблематичным. Собирать их смертники планировали в туалетах самолетов. Спустя несколько месяцев опасения спецслужб США подтвердились. 29 июня в пассажирском самолете компании Turkish Airlines в международном аэропорту Стамбула сработало взрывное устройство малой мощности, которое находилось в бумажнике. Взрыв произошел в тот момент, когда работник, убиравший салон самолета, обнаружил оставленный кем-то бумажник и открыл его. Рабочий лишился пальцев, а еще двое человек получили легкие ранения. Приблизительно в то же время на борту самолета авиакомпании Northwest Airlines, направлявшемся из Детройта в Лос-Анджелес, произошел следующий инцидент. На борту находились 14 сирийцев, которые сидели в разных концах салона. Когда самолет поднялся в воздух, они начали собираться в группы по двое и по трое, на протяжении всего полета не садились и постоянно то входили, то выходили из туалета, вынося оттуда и передавая друг другу пакет. Когда пилот объявил, что самолет идет на посадку и пора пристегнуть ремни, семеро мужчин одновременно вскочили с мест и заняли все туалеты. Своим поведением они вызвали сильное беспокойство среди пассажиров и бортпроводников. Сотрудники воздушной безопасности, находившиеся на борту, несколько раз во время полета проверяли туалеты, но ничего там не обнаружили. В аэропорту самолет встречали агенты ФБР. Сирийцев, у которых были билеты в один конец, взяли под стражу. Как пишет Washington Times со ссылкой на сотрудников антитеррористической службы воздушной безопасности США, «таким образом террористы могут вести наблюдение в аэропортах, прощупывая систему безопасности и проводя рабочие испытания на борту самолетов на предмет теракта».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
794
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
829
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
364
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
522

Другие новости