В Мещанском суде Москвы сегодня продолжатся слушания по объединенному уголовному делу Ходорковского–Лебедева–Крайнова. Как ожидается, суд вернется к рассмотрению дела акционеров ЮКОСа по существу и продолжит опрос свидетелей обвинения. На предыдущем заседании в минувшую пятницу никто из приглашенных для дачи показаний так и не смог выступить. Зато суд, по просьбе прокурора Дмитрия Шохина, продлил еще на три месяца (до 26 декабря с.г.) срок содержания под стражей главы МФО МЕНАТЕП Платона Лебедева.
Приводя аргументы в пользу дальнейшего пребывания Лебедева в следственном изоляторе «Матросская Тишина», Дмитрий Шохин в очередной раз заявил, что подсудимый «обвиняется в совершении нескольких преступлений, в том числе тяжких, его соучастники скрылись от органов предварительного следствия, он имеет международные связи и, оказавшись на свободе, может скрыться от суда, а также оказать давление на свидетелей, среди которых имеются его непосредственные подчиненные». В числе еще не допрошенных судом свидетелей, на которых Лебедев якобы может воздействовать, гособвинитель назвал гендиректора НИИ удобрений и инсектофунгицидов Петра Классена и бывшего гендиректора ОАО «Апатит» Юрия Шапошника (хищение госпакетов акций этих предприятий вменяется в вину всем подсудимым).
Для адвокатов Лебедева и его самого ходатайство гособвинителя стало неожиданностью, поскольку по предыдущему постановлению суда срок заключения главы МЕНАТЕПа истекает только 26 сентября. В связи с этим Лебедев выдвинул встречное ходатайство, в котором попросил суд отложить рассмотрение этого вопроса до 16–17 сентября, дав обвинителю время на подготовку документа в письменном виде (прокурор изложил его устно). Как пояснил Лебедев, остается еще 16 дней, «в течение которых могут измениться реальные обстоятельства и реальные факты для рассмотрения по существу вопроса о содержании под стражей». Адвокат Елена Липцер поддержала заявление своего подзащитного, заметив, что в случае удовлетворения просьбы прокурора у защиты не будет времени подготовить возражения, и тем самым «будет нарушен принцип равенства сторон». Однако судья Ирина Колесникова оставила просьбу главы МЕНАТЕПа и его адвокатов без удовлетворения.
После этого Платон Лебедев заявил, что дальнейшая дискуссия об изменении меры пресечения не имеет смысла. «Вы хорошо знаете, что тех доводов, которые приводит защита, все равно недостаточно. Для задержания есть основания, которые не предусмотрены законом», – сказал бывший глава МЕНАТЕПа, после чего привел несколько фактов, указывающих на некоторые противоречия между уголовным делом и обвинительным заключением. В частности, он обвинил следствие в том, что все вычисления следователи производят по своему «прокурорскому калькулятору». Иначе, по словам Лебедева, сложно объяснить, что в одном из материалов четыре миллиона рублей названы частью одного миллиона. Лебедев также напомнил, что обвинение приписывает ему деятельность в компании «Роспром» и банке «Менатеп» в 1999 и 2000 годах, тогда как в материалах уголовного дела указано, что он ушел из «Роспрома» в 1998 году, а из «Менатепа» – в 1996-м.
Над вынесением решения по ходатайству прокуратуры суд совещался почти два часа, после чего вынес вердикт в пользу обвинения. В мотивировке определения были повторены доводы гособвинителя Шохина.