Вчера заместитель генерального прокурора РФ по Южному Федеральному округу Сергей Фридинский выступил с заявлением о том, что уже установлена личность 12 бесланских террористов. Однако информация о национальном составе банды и происхождении боевиков по-прежнему противоречива. Еще 4 сентября Сергей Фридинский и глава североосетинского УФСБ Валерий Андреев говорили о том, что «среди бандитов – чеченцы, ингуши, казахи, арабы, лица славянской национальности». Позднее арабов никто уже не упоминал, зато к «лицам славянской национальности» некоторые официальные лица, на которые ссылались СМИ, причислили украинцев. А 6 сентября советник президента России Асламбек Аслаханов заверил, что боевики в Беслане, которыми, как он считает, «управляли из-за рубежа», не понимали чеченского языка и разговаривали с ним только по-русски, с акцентом, который не был кавказским.
Все эти заявления вызвали резко негативную реакцию представителей упомянутых в них стран. В большинстве заявлений официальных лиц иностранных государств указывается на необходимость быть осторожными с подобными обвинениями. В частности, МИД Казахстана в ноте, направленной в Генпрокуратуру России, подчеркивает, что «в подобных драматических случаях должностным лицам и средствам массовой информации следует оперировать только проверенными фактами и объективными оценками во избежание ненужных спекуляций и эмоций». Сама казахская нота содержала в себе просьбу о подтверждении информации о казахах-террористах, но, как подчеркнули в МИД РК, «к настоящему моменту представители правоохранительных структур Российской Федерации не смогли подтвердить информацию об участии в ней казахстанских граждан или этнических казахов». При этом посольство Казахстана располагает данными об этнических ингушах и чеченцах, родившихся на территории республики, но считает эти сведения недостаточными для громких заявлений.
С опровержением об участии в теракте своих соотечественников выступил и МИД Украины. По словам его представителей, с момента начала трагедии министерство установило прямые каналы связи с российской стороной, но Россия не направляла в Киев запросы о гражданстве или национальной принадлежности террористов.
В свою очередь, глава представительства телеканала «Аль-Джазира» в Москве Акрам Хазам заявил в интервью «НГ», что не исключает участия арабов в захвате школы в Беслане, но, пока не представлены конкретные доказательства о составе банды, называть национальную принадлежность боевиков считает некорректным. По словам Хазама, ему доподлинно известно, что в Чечне действительно воевали и продолжают воевать арабские наемники, но, по его мнению, перед тем как выступать с какими-либо заявлениями, российские власти, и в первую очередь ФСБ, должны представить всю раскрытую ими информацию. Кавказские бандформирования действительно многонациональны. «Я лично видел в лагере Хаттаба в Чечне не только арабов, но и русских и украинцев», – заявил Хазам.
В посольстве Республики Корея корреспонденту «НГ» заявили, что никакой официальной реакции не последует до тех пор, пока не будут представлены доказательства того, что речь действительно идет о гражданине Южной Кореи, а не гражданине КНДР или о корейце русского происхождения. Получить комментарий в посольстве Северной Кореи «НГ» вчера не удалось.
Слухи об арабском следе в североосетинской трагедии появились и на страницах немецкой газеты «Бильд ам зонтаг». В воскресенье, ссылаясь на источник в органах немецкой разведки БНД, издание сообщило, что среди террористов, захвативших школу, были граждане Сирии и Иордании. В сирийском посольстве в Москве «НГ» заявили, что МИД страны «официально осудил теракт в Беслане, но категорически отверг участие в нем сирийцев». В дипмисии Иордании данную информацию комментировать отказались на том основании, что она не является официальной и поэтому безосновательна. Представители Израиля также не подтвердили распространенную в СМИ информацию о том, что эта страна якобы предоставила России сведения об участии арабов в захвате школы в Беслане.