Продолжается следствие по «делу ЮКОСа». На этот раз объектом пристального внимания правоохранительных органов стали не акционеры нефтяной компании, а ее сотрудники. В понедельник следователи провели обыски в офисе и квартире руководителя правового управления ЮКОСа Дмитрия Гололобова. В тот же день к 17.30 он был вызван на допрос в следственное управление Генпрокуратуры РФ. Следователи утверждают, что обыски и допросы проведены в связи с расследованием дела о выводе активов Восточной нефтяной компании (ВНК), главным фигурантом которого является один из основных акционеров ЮКОСа Леонид Невзлин. Представители ЮКОСа, в свою очередь, утверждают, что «обыски и вызов на допрос главного юриста НК ЮКОС Дмитрия Гололобова ставят целью ослабить правовую защиту компании и запугать ее сотрудников».
По словам пресс-секретаря ЮКОСа Александра Шадрина, следователи провели обыски в кабинете Гололобова в ЮКОСе, а также в его квартире в Колпачном переулке. Постановление о проведении обыска было выдано Симоновским судом Москвы в рамках расследования уголовного дела о выводе активов ВНК. Как отмечают в Управлении информации и общественных связей Генпрокуратуры РФ, «в ходе обыска были изъяты документы, имеющие непосредственное отношение к расследованию данного дела». По словам Шадрина, следователи изъяли несколько рабочих компьютеров, а также адвокатские материалы Дмитрия Гололобова. Вечером того же дня руководитель правового управления ЮКОСа приехал на допрос в следственную часть Генпрокуратуры в Техническом переулке. По информации пресс-службы ЮКОСа, допрос Дмитрия Гололобова также связан с делом ВНК.
Дело по выводу активов ВНК было возбуждено прокуратурой Москвы еще в 2000 году. По версии следствия, после того как в 1997 году ЮКОС приобрел у государства 54% акций ВНК, акции ряда предприятий, входящих в структуру ВНК, были проданы офшорным структурам. Следствие полагает, что эти сделки нанесли ущерб государству как акционеру ВНК (на тот момент государство владело 36,8% акций компании). С 2000 года никаких активных действий по делу ВНК следователи не предпринимали. Реанимировали это дело только после начала преследования компании ЮКОС в прошлом году. Главным фигурантом этого дела стал Леонид Невзлин.
Между тем, какая роль в деле ВНК отводится Дмитрию Гололобову, пока неясно. Представители следствия не высказали позиции на этот счет, а по словам самого руководителя правового отдела ЮКОСа, обыски и допросы – «абсолютно репрессивная мера». «Я неоднократно давал многочисленные разъяснения по делу ВНК, и следствие никогда не предъявляло мне никаких претензий», – заявил Гололобов. Адвокат Леонида Невзлина Дмитрий Харитонов также заявил, что «не видит связи между обысками и допросом Гололобова и делом Невзлина». А по словам Александра Шадрина, «дело ВНК длится безрезультатно уже около шести лет, и к Дмитрию Гололобову в рамках этого дела никогда не было претензий».
Действия следственных органов, по мнению пресс-секретаря ЮКОСа, имеют целью запугать сотрудников компании. «Обыски у главного юриста ЮКОСа заставляют рядовых сотрудников компании чувствовать себя абсолютно не защищенными в правовом отношении», – добавил Шадрин.