Прикрывая своими телами (в прямом смысле этого слова) детей, выбегающих из школы, спецподразделение «Альфа» понесло потери, несоизмеримые с его подготовкой и опытом.
«10 человек «груз 200», 23 человека «груз 300» – так предельно кратко сообщил нам источник, принимавший участие в операции по освобождению лично. («Груз 200» на языке военнослужащих означает убитые, «груз 300» – раненые.) Необходимо напомнить, что подразделение антитеррора группа «А», более известное как «Альфа», создано 29 июля 1974 года председателем КГБ СССР Юрием Андроповым. О подразделении вовсю заговорили после блистательного по результатам штурма дворца Амина в Афганистане. Тогда охраняемый личной гвардией дворец был захвачен 20 бойцами. Потери составили два человека.
29 июля 2004 года подразделение «Альфа» праздновало юбилей – 30 лет. Все операции, проведенные им, не перечислишь. Самое громкое и предпоследнее – штурм «Норд-Оста». Тогда ни один боец не погиб.
– Было по одному контуженному и одному легкораненому с каждой группы. Ведь там работал и «Вымпел». За все последние годы в Чечне погибли три офицера. А за всю историю «Альфы» погибли 19 человек, – уточнил собеседник. Что же произошло сейчас?!
– Я же сказал: практически всех десятерых буквально расстреливали, когда они выполняли задачу по прикрытию детей. Они не штурмовали, они буквально подставляли свои тела. Это не имело ничего общего с тем, чему их учили, – ответил сотрудник, согласившийся на беседу по мобильному телефону.
Можно говорить о штурме, который мы видели по картинке на телеэкранах, что и сколько угодно. Но нужно сказать и о том, что сотрудникам ФСБ была поставлена задача прикрывать заложников и они ее выполнили, понеся ужасные с точки зрения их профессионализма потери.
– В случае, если бы «Альфа» работала только на штурм, потерь вообще бы у группы не было. Но детей погибло бы на сотню больше, – объяснил наш собеседник.
– То есть спасли ценой своей жизни десятки детей?
– Не то есть, а спасли. И, я вас уверяю, нет такого приказа: погибнуть, но защитить. Есть убеждение, что только так и нужно.
Когда мы заговорили с нашим источником о требованиях террористов, способах решения вопроса иным способом, он прервал нас:
– Нет у них никаких требований! Они лучше, чем кто-либо, понимают, что выполнять их никто не собирается. Они могут требовать, чтобы, например, все женщины в России начали носить паранджу. Им все равно. Их задача – убивать, и как можно больше. Именно поэтому они добивали убегающих детей в спину, прекрасно понимая, что ситуация проиграна. Цель одна – поставить под сомнение целесообразность руководства Путина. Цель другая – превратить Кавказ в свою вотчину со всеми прелестями междоусобной бойни и обогащаться за счет этого.
– Значит, политика в отношении них самая жесткая и решение вопроса, как принято говорить в Евросоюзе, политическим способом невозможно?
– Переговоры с ними – химера, и очень опасная. Единственный метод – это физическое уничтожение на территории РФ и проведение активных мероприятий за рубежом. На то есть достаточно, как принято говорить в Евросоюзе, политической воли.
– Вы говорите о ситуации с Яндарбиевым?
– Я говорю о том, что заграница им не поможет! Все. Спасибо за звонок. Конец связи.