Спустя сутки после катастрофы двух пассажирских самолетов президент Владимир Путин поручил правительству подготовить передачу функций по обеспечению безопасности авиапассажиров от администрации аэропортов Министерству внутренних дел. По словам пресс-секретаря президента России Алексея Громова, такое решение Владимир Путин принял по итогам совещания с силовиками в связи с авиакатастрофами в Тульской и Ростовской областях.
Речь идет о возвращении сотрудников милиции на посты предполетного досмотра, которые в последние семь лет занимают представители служб авиационной безопасности авиакомпаний. В МВД утверждают, что «это решение назрело давно». А представители авиакомпаний настаивают на том, что их Aviation Security подготовлены лучше милицейских коллег.
Пока же в аэропортах порядки таковы. В зале аэровокзала пассажиров встречают сотрудники милиции, которые могут попросить предъявить документы или даже продемонстрировать содержимое чемодана. Но на этом власть стражей порядка практически заканчивается. Стоит поставить багаж на ведущий к интроскопу резиновый транспортер, как в дело вступают представители службы авиационной безопасности (САБ) аэропорта. Именно эти люди досматривают багаж и определяют, есть ли под одеждой пассажира металлические предметы.
И именно к этим людям с определенной настороженностью относятся сотрудники линейных отделов внутренних дел на транспорте. «Конечно люди из САБ специально не пропустят оружие или наркотики. Но опыт подобной работы у них минимален», – сказал корреспонденту «НГ» офицер отдела милиции одного из аэропортов. Сотрудники МВД трудились в аэропортах на досмотре вплоть до 1997 года, до принятия нового Воздушного кодекса России. После этого 1775 сотрудников милиции остались без работы. «По большей части это были женщины, отработавшие по 20 с лишним лет, – рассказала «НГ» сотрудник пресс-службы ГУВД на транспорте Елена Новик, много лет сама работавшая на досмотре пассажиров. – Почти все пришли на службу перед Олимпиадой-80. Руководство твердило нам: вы – лицо СССР».
После появления Воздушного кодекса образца 1997 года сотрудники милицейских отделений досмотра в большинстве своем прекратили службу в органах: предложенная работа в патрульно-постовой службе для таких женщин подходила мало. А на досмотр встали гражданские лица – представители служб авиационной безопасности. «Изыматься запрещенных предметов стало значительно меньше. При поступлении в милицию кандидат проходит куда более серьезную проверку, чем в частную компанию», – говорят в ГУВДТ.
В московских аэропортах тему появления милиции на досмотре предпочитают не обсуждать. «Пока нет никаких нормативных документов, комментировать ситуацию рано», – заявил «НГ» директор по оперативному руководству международного аэропорта «Шереметьево» Евгений Кондрашов. А сотрудник пресс-службы компании «Ист Лайн» (управляющая компания аэропорта «Домодедово») Игорь Тихомиров рассказал корреспонденту «НГ», что представляет собой современная САБ. По его словам, «Ист Лайн Авиэйшн Секьюрити» «несет полную ответственность за авиационную безопасность в международном аэропорту «Домодедово». На сайте аэропорта говорится, что «на сегодняшний день «Ист Лайн Авиэйшн Секьюрити» является единственной в России специализированной компанией, имеющей лицензию Федеральной службы воздушного транспорта России». САБ осуществляет досмотр не только пассажиров и их багажа, но и бортовых запасов, грузов и почты. Кроме того, сотрудники «Ист Лайн Авиэйшн Секьюрити» наделены правами досмотра воздушных судов, членов экипажей, могут сопровождать спецавтотранспорт в контролируемой зоне аэропорта.
Институт служб авиационной безопасности распространен во всем мире. В меньшинстве остаются страны, где эту функцию выполняют полицейские или военные.