В прицеле – гражданское население.
Коллаж Михаила Митина
Пятый год подряд в России в один и тот же месяц происходят теракты с многочисленными людскими жертвами. Отсчет ведется с сентября 1999 года, когда в результате взрывов жилых домов на улице Гурьянова и Каширском шоссе в Москве погибли 223 человека, а в Волгодонске – 18. В августе 2000-го – взрыв в подземном переходе на Пушкинской площади, 13 жертв. В октябре (не август, конечно, но масштаб трагедии ужасающий) 2002-го 130 зрителей «Норд-Оста» гибнут при освобождении заложников Бараева. В августе 2003-го камикадзе на «КамАЗе» взрывает госпиталь в Моздоке, гибнут 50 человек. Тогда же взрывается электричка Кисловодск–Минводы, шестеро погибших, еще пятеро – в Краснодаре в результате серии взрывов на автобусных остановках. Число раненых и покалеченных исчисляется сотнями. В эти же временные и «сезонные» рамки входит символ современного терроризма – атака на Америку 11 сентября 2001 года. И вот – одновременная гибель двух пассажирских Ту-134 и Ту-154, вылетевших из «Домодедово». 89 человеческих жертв. Возбуждается уголовное дело по статье о нарушении правил транспортной безопасности. О том, что следствием не выявлено признаков совершения терактов на потерпевших катастрофу самолетах, Интерфаксу во второй половине дня заявил заместитель начальника ЦОС ФСБ России Николай Захаров. «Проверяются версии отказа авиационной техники, использования некачественного авиационного топлива и возможного нарушения правил заправки, а также правил пилотирования воздушных судов», – сообщил он. Однако следствие только начато, а признаки новой трагедии указывают на то, что на поверку случившееся может оказаться беспрецедентной для России акцией террористов. Экипаж лайнера, летевшего в Сочи, успел передать кодированный сигнал «захват самолета».
Почему пик террористической активности в России приходится именно на август–сентябрь–октябрь, все эти годы оставалось загадкой. «Я не знаю, почему это происходит, но примеры говорят сами за себя, – сказал корреспонденту «НГ» бывший замначальника 7-го управления КГБ СССР, один из командиров группы «Альфа» генерал-майор Геннадий Зайцев. – Похожее было и во времена Советского Союза. В ночь на 20 сентября 1986 года был захвачен Ту-134, выполнявший рейс Львов–Киев–Уфа–Нижневартовск. Террористы требовали вылета в Пакистан, расстреляли двоих заложников. По указанию председателя КГБ Чебрикова группа «Альфа» вылетела в Уфу, пассажиры были освобождены. Нужно понимать основное: предотвратить проблему в воздухе невозможно. Действовать нужно только на земле. И для этого есть все силы и средства. Причем не только в «Домодедово».
В российской хронике терроризма последних лет есть еще одна закономерность, на которую нельзя не обратить внимания. Наиболее крупным террористическим актам предшествовали менее кровавые, но потенциально – с крайне тяжелыми последствиями. За три дня до того, как отряд Бараева захватил Театральный центр на Дубровке, у ресторана «Макдоналдс» на юго-западе Москвы взлетела на воздух легковая «Таврия». Тогда один человек погиб и семеро были ранены. Нечто подобное произошло и сейчас. За несколько часов до гибели самолетов в Москве взрывается автобусная остановка. В результате – четверо раненых, но перед самым взрывом от остановки отъехал переполненный автобус, и только по счастливой случайности обошлось без многочисленных жертв. Причем происходит это не где-нибудь, а на Каширском шоссе, чье наименование остается символом террористических атак на российскую столицу. Их устроители как будто предупреждают: готовьтесь к более страшному.