Подводный робот искал старательно, но безуспешно.
Фото Павла Кликунова
Информация, распространенная накануне рядом российских информационных агентств о том, что на дне Чукотского моря обнаружен легендарный пароход «Челюскин», затонувший в феврале 1934 года во время арктического перехода, не подтвердилась. Как отмечается в сообщении, опубликованном на официальном интернет-сайте Чукотского АО, «во вторник в порт Анадыря вернулось научно-исследовательское судно «Академик М.А. Лаврентьев», участвовавшее в поисковой экспедиции. «Челюскин» найти не удалось».
Завершившаяся экспедиция под названием «Челюскин-70» стала самой дорогостоящей и самой масштабной в истории Чукотского автономного округа. В течение двух суток исследователи на борту научно-исследовательского судна «Академик Лаврентьев», используя новейшие технические средства, пытались найти затонувший 70 лет назад пароход «Челюскин». Шесть раз погружался под воду новейший, используемый прежде только военными, телеуправляемый робот TSL. Спускались под воду водолазы, но так и не смогли найти затонувшее легендарное судно.
Погода в районе поиска «Челюскина» благоприятствовала экспедиции. Накануне сильным южным ветром угнало льды, температура воды поднялась до плюс 2 градусов. Некоторые члены экспедиции даже искупались в Чукотском море. В процессе поиска использовались координаты нахождения затонувшего судна по многим данным. В том числе по воспоминаниям участников экспедиции Отто Шмидта, данным авиаторов, спасавших челюскинцев, и многим другим. Затонувший «Челюскин» уже пытались найти в 1974-м и 1984 годах. Нынешняя экспедиция использовала данные и этих экспедиций. Кстати, ранее работавшие экспедиции широковещательно объявляли о том, что нашли лежащий на дне «Челюскин». Нынешняя экспедиция так и не смогла найти легендарное судно.
Геофизики, работавшие на борту «Академика Лаврентьева», отметили необычно высокую илистость дна Чукотского моря и сильное течение. По мнению участников экспедиции, возможны два варианта исчезновения «Челюскина»: или судно унесло в неизвестном направлении течениями, или оно занесено донным илом. Часть корпуса «Челюскина» была деревянной, металлическая основа не превышала высоты 7 метров. Возможно, что деревянная надстройка разрушена течениями, а металлическая замыта илом.
Вчера члены экспедиции, возглавляемые генеральным директором Русского подводного музея Алексеем Михайловым, вылетели в Москву, где будут вести обработку научно-практических данных, полученных в северных широтах.
═
Из досье «НГ»
═
14 июля 1933 года из Ленинграда стартовала арктическая экспедиция на пароходе «Челюскин», возглавляемая академиком Отто Юльевичем Шмидтом. Перед участниками похода стояла задача за одну навигацию пройти из Мурманска во Владивосток по трассе Северного морского пути. Плавание шло успешно. Пароход прошел весь маршрут, вошел в Берингов пролив и 7 ноября дал в Москву приветственную радиограмму. Но в проливе началось движение льдов в обратную сторону, и «Челюскин» снова оказался в Чукотском море, где 13 февраля между мысами Северный и Уэлен был раздавлен льдами и затонул. Один человек из состава экипажа погиб. Остальные 104 человека, в том числе 10 женщин и 2 ребенка, сумели высадиться на льдину и дать сигнал SOS. Два месяца челюскинцев снимали с льдины самолетами. Участвовавшие в спасательной операции семеро полярных летчиков первыми в стране получили звание Героев Советского Союза.
═
Анадырь