Кампания, начатая Министерством природы РФ в Подмосковье, вышла за пределы Московского региона и приобретает общероссийский размах. Минприроды намерено начать в ближайшее время «коттеджные» проверки на природоохранных территориях в Ленинградской области и Краснодарском крае, сообщила вчера пресс-служба МПР. «В ближайшее время в Ленинградской области и Краснодарском крае начнутся процессы, аналогичные прошедшим в Подмосковье. Будет проведен анализ деятельности на природоохранных территориях», – заявили в пресс-службе. По тем же сведениям, сегодня в Ленинградскую область в спецкомандировку отправляется глава Федерального агентства по лесному хозяйству РФ Валерий Рощупкин.
По данным природоохранного ведомства, с грубыми нарушениями законодательства в водоохранных зонах Подмосковья построено как минимум 1800 домов. Первым в минувшее воскресенье должны были сносить такой коттедж на берегу Москвы-реки в деревеньке Глухово, что в Красногорском районе Подмосковья. О намеченном на 1 августа сносе агентству ИТАР-ТАСС заявил заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере экологии и природопользования Олег Митволь. По его словам, в этот день истек срок исполнения судебного решения, вынесенного в конце июня, о сносе 13 коттеджей в Солнечногорском и одного в Красногорском районах Подмосковья. «Строительство на этом участке (в Глухово. – «НГ») не было согласовано с природоохранными службами», – заявил Олег Митволь. Он пояснил, что владельцу строения был вручен исполнительный лист, после чего провинившемуся дается пятидневный срок на самостоятельный снос дома. «Добровольно сносить свое строение владелец дома не решился, так что теперь слово за судебными приставами», – сказал Олег Митволь. Но уже во второй половине дня в эфире «Эха Москвы» он же заявил буквально следующее: «Я не понимаю, откуда взялась эта дата, что 1 августа должно быть что-то снесено». И пояснил, что для того, чтобы осуществить снос, необходимо соблюсти некоторые юридические процедуры. А пресс-служба Министерства природных ресурсов РФ заявила, что ликвидация коттеджа «переносится на более поздний срок». Причины не объясняются.
Наивно было бы полагать, что в решающий момент карающая ведомственная рука дрогнула. Не исключено поэтому, считают некоторые наблюдатели, что несостоявшаяся акция в деревне Глухово – это своего рода пробный шар, проверка реакции общественного мнения.
Высокопоставленный источник в правительстве России в беседе с корреспондентом «НГ» высказал мнение, что акция Минприроды в Подмосковье, Ленинградской области и Красноярском крае – не более чем хорошо поставленный пиар. «Надо отдать должное Трутневу – он хороший пиарщик, – замечает наш собеседник. – Кроме того, его действия соответствуют курсу на приручение олигархов». По словам нашего источника, прежний глава природного ведомства Артюхов тоже проводил подобные акции, но дальше репортажей с участием инспекторов Минприроды дело не пошло. Впрочем, версия о личном пиаре Трутнева имеет существенную слабость. Аналитики обращают внимание на то, что акция Минприроды широко освещается телевизионными каналами, что может указывать на ее гораздо более высокое происхождение. А также на то, что столь резонансный процесс запущен вслед за кампанией по выявлению «оборотней» в милицейских рядах и «делом ЮКОСа», интерес к которым в обществе несколько остыл. Тема же богатых преступников таким образом будет продолжена.
Для тех, кого коттеджная зачистка не коснулась лично, акция МПР превращается в увлекательный спектакль с драматическом сюжетом и неизвестным концом. Особую пикантность постановке придает то обстоятельство, что «под нож» пойдут, как уверяют режиссеры, дворцы бывших министров и нынешних олигархов (Михаил Швыдкой, Анатолий Чубайс, Владимир Потанин), звезд первой величины российского шоу-бизнеса (Алла Пугачева, Николай Расторгуев, Юрий Лоза). Сценическое действо близко к кульминации: чиновники МПР подают иски в суды, судьи их удовлетворяют, судебные приставы разыскивают владельцев недвижимости. Сюжет вполне может вывернуть на «мыльный» вариант «Российские богатые тоже плачут».
Можно ли назвать злостными нарушителями природоохранного законодательства владельцев недвижимости, приобретенной в водоохранной зоне? Коттеджи и участки они выкупали у фирм-застройщиков, которые приобретали земли под элитные дачные поселки. Юристы убеждены, что застройщик обязан был согласовать с властями все проблемные вопросы и выставлять на продажу «чистый» товар. Но, как выясняется, во многих случаях это не сделано. И покупатели, приобретая недвижимость в престижных местах, даже не подозревали, что вместе с шикарным коттеджем приобретают проблему, которая может оставить их на руинах в прямом смысле слова.
Казалось бы, нет никаких оснований преследовать таких владельцев недвижимости – это фактически обманутые люди, которые водоохранное законодательство сами не нарушали. Но скорее всего их ждет та же, что и осуществивших самострой, участь – снос. Вот как прокомментировал нам ситуацию директор правового управления ЗАО «Корпорация МИАН» Петр Побрызгаев: «Дело в том, что владелец участка и особняка, возведенного в водоохранной зоне с нарушением закона, не может считаться добросовестным приобретателем». Почему? «Потому что при совершении сделки покупатель должен был принять все меры для того, чтобы выяснить все обстоятельства приобретения недвижимости продавцом и убедиться, что при этом не был нарушен закон», – пояснил корреспонденту «НГ» юрист. Конечно же, большинство покупателей таких расследований, которые иногда не под силу и правоохранительным органам, не проводят. «Этот вопрос, конечно, можно решать через суд, – говорит Петр Побрызгаев. – Но вряд ли истцам гарантирован успех».
Впрочем, есть юристы, которые смотрят на развитие ситуации более оптимистично. Например, адвокат адвокатского бюро «Падва и партнеры» Олег Асташенков, который взялся защищать владельцев 13 строений в деревне Пятница Солнечногорского района. По решению районного суда строения должны быть снесены. «По закону – будь то Земельный или Водный кодексы, – в водоохранных зонах строительство, садоводческое, дачное хозяйство не запрещены, – заявил корреспонденту «НГ» Олег Асташенков. – Но есть ограничения. Вот именно сквозь призму этих ограничений и следует посмотреть на каждый конкретный случай». По словам адвоката, даже если и обнаружены какие-то нарушения, всегда можно привести их к норме, не снося зданий. И в этом плане судебные перспективы Асташенкову видятся вовсе не безнадежными.
Некоторые фирмы-застройщики выражают недоумение тем, что попали в «черный список» МПР. В частности, Сергей Ковалев, представитель компании строительных инвестиций «КомСтрин», которая ведет застройку поселка Зеленый мыс на Клязьминском водохранилище, заявил корреспонденту «НГ», что о претензиях МПР узнал из СМИ. «Официально ни в письменной, ни в устной форме никаких претензий мы от Минприроды не получали, – сказал Ковалев. – Тем не менее в СМИ нас уже обвинили, что мы берег застроили бетонными домами, бетонируем набережную, хотя ничего этого нет. К нам приезжают покупатели, просят, покажите, как вы строите, а у нас показать нечего. Нет ни одного коттеджа – вообще!» По словам нашего собеседника, компания задерживается со сроками строительства – несколько месяцев назад подали на согласование в МПР документы, но ответа до сих пор нет.
Генеральный директор ЗАО «Гудвин-3» (застройщик поселка Балтия на Истринском водохранилище) Тимур Умеров намерен судиться не с МПР, а с некоторыми СМИ, «исказившими положение дел». По его словам, на 95% все документы уже оформлены, и проблема вот-вот будет снята, а журналисты все подливают масла в огонь. По словам Умерова, поселок Балтия разделен на две части, одна из них легальная (выражение гендиректора), и к ней вообще претензий нет (именно в этой части, по словам Умерова, живут Михаил Швыдкой и Юрий Лоза). Что касается второй части (34 га), то, как утверждает глава «Гудвина-3», еще в 2001 году состоялось решение арбитражного суда, «чтобы эта земля осталась за нами». Поэтому, считает он, никаких сносов не должно быть.
Власти Подмосковья ходоков, которые вознамерятся искать здесь защиты, принимать не будут. «Все вопросы, связанные со сносом коттеджей, должны решаться только через суд – это принципиальная позиция как губернатора, так и правительства Московской области», – заявил корреспонденту «НГ» Андрей Барковский, пресс-секретарь губернатора Бориса Громова.