Вчера Мосгорсуд оставил в силе решение Басманного суда об аресте счетов адвокатов Михаила Ходорковского, Василия Алексаняна и Антона Дреля, а также бывшего депутата Госдумы, одного из акционеров ЮКОСа Владимира Дубова в швейцарских банках. Кроме того, Мосгорсуд подтвердил законность проведения выемок документов основного трейдера ЮКОСа – компании Petroval SA.
А в Мещанском суде Москвы на процессе по делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева прокурор Дмитрий Шохин начал вчера оглашение доказательств по очередному эпизоду обвинения.
Напомним, что 19 марта Басманный суд Москвы санкционировал арест в швейцарских банках счетов более двадцати физических и юридических лиц – фигурантов «дела ЮКОСа». По данным следствия, были арестованы «личные денежные вклады физических лиц, так или иначе причастных к хищению государственных средств в особо крупных размерах». Однако, как утверждает адвокат Ходорковского Генрих Падва, «среди арестованных в Швейцарии счетов средства двух пенсионных фондов, в том числе фонда «Veteran Petroleum Trust», которые были созданы ЮКОСом для обеспечения сотрудников компании, уходящих на пенсию». Также были арестованы счета трейдера ЮКОСа – компании Petroval, которая осуществляет поставки нефти и нефтепродуктов ЮКОСа через Балтийское, Белое, Черное моря и порты Дальнего Востока. Объем продаж компании достигает 11 млрд. долл. в год. По словам Антона Дреля, Басманный суд санкционировал арест счетов без проведения каких-либо проверок. В частности, суд не проверял, действительно ли арестованные счета принадлежат указанным лицам и есть ли на них денежные средства.
Будет ли обжаловано адвокатами ЮКОСа решение Мосгорсуда о швейцарских счетах компании, вчера оставалось неизвестным.
***
Тем временем в Мещанском суде прокурор Дмитрий Шохин начал оглашать документы, относящиеся к обвинению в уклонении от уплаты налогов. По версии следствия, «ОПГ Ходорковского и Лебедева» зарегистрировала на территории закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) «Лесной», предоставляющего налоговые льготы юридическим лицам, несколько подставных компаний, через которые организовала сбыт нефти и нефтепродуктов предприятий ЮКОСа. Оплату налоговых платежей эти юридические лица производили не денежными средствами, а векселями ЮКОСа. Таким образом, по мнению следствия, Ходорковский с группой лиц организовал уклонение от уплаты налогов с организации в особо крупном размере.
В качестве доказательств вины подсудимых Дмитрий Шохин огласил в суде обращения руководителей компаний «Бизнес-Ойл», «Вальд-Ойл», «Митра» и «Форест-Ойл» к администрации ЗАТО «Лесной», где они просят принять в качестве оплаты налога векселя ЮКОСа, а также справки о том, что налоги вышеперечисленными компаниями уплачены полностью. Сторона защиты, в свою очередь, выступила с заявлением, в котором попросила суд не рассматривать ряд документов, подлежащих оглашению. «Некоторые из документов, зачитанных прокурором, имеют весьма сомнительный характер, – пояснил журналистам Генрих Падва. – В них, в частности, содержится очень много помарок и исправлений». Такие документы, по мнению адвоката, не имеют доказательной силы. Суд просьбу защиты поддержал.