В Сочи сотрудники военной контрразведки и гарнизонной прокуратуры провели операцию, в ходе которой в момент передачи взятки был задержан офицер городского военкомата майор Виталий Кассихин. «Он служит в третьем отделении военного комиссариата, которое занимается кадрами запаса, – сообщили корреспонденту «НГ» в пресс-службе Главной военной прокуратуры. – За незаконное решение вопроса о присвоении звания офицера запаса ему было передано десять тысяч рублей. Майор задержан, решается вопрос о его аресте».
Взяточничество в военных комиссариатах в общественном представлении увязано с «отмазкой» от военной службы. Но, как показывает сочинский эпизод, выгоду можно извлечь даже там, где это, казалось бы, невозможно. «У меня жена – старший лейтенант медицинской службы запаса. Если бы я потратил десять тысяч на то, чтобы ей присвоили капитана, она бы меня убила», – прокомментировал ситуацию корреспонденту «НГ» действующий армейский полковник с 30-летней выслугой.
Дело в том, что присвоение воинских званий военнослужащим запаса – своего рода символика, виртуальность, которая ничего обычному запаснику не дает – ни льгот, ни прибавок к зарплате. Поэтому абсолютное большинство военнослужащих запаса относятся к своему росту в звании абсолютно равнодушно.
Кто этот загадочный взяткодатель, выложивший такую сумму за очередное звание, и зачем ему это понадобилось? «Пока идет следствие, мы не имеем права разглашать эти сведения», – отказался прояснить ситуацию пресс-секретарь прокуратуры Северо-Кавказского военного округа Натиф Гаджиметов. В Главной военной прокуратуре лишь заметили, что клиент пытался купить не генеральское и даже не полковничье звание – их запасникам может присвоить, оказывается, лишь президент страны, – а «значительно скромнее». Видимо, такая закрытость информации обусловлена тем, что военные контрразведчики и прокуроры ищут подельников Кассихина в вышестоящих кадровых органах – ясно, что без поддержки сверху майор сам ничего бы оформить не смог.
Сочинское ЧП не вызывает удивления лишь у армейских кадровиков. Один из них на условиях анонимности так прокомментировал случившееся. «Не надо считать, что спрос на повышение воинских званий среди запасников нулевой», – считает наш собеседник. Он разделил потенциальных «клиентов майора Кассихина» на следующие категории. Первая – «братки». «У многих из них в жизни есть все – виллы, машины и все, что к ним прилагается, – сказал офицер. – А звание рядового или сержанта запаса выглядит на этом фоне, как считают они сами, неприлично. Вопрос цены для них не стоит, главное – устранить изъян, который считается недопустимым в этой среде». Вторая категория – люди, ищущие работу в правоохранительных органах или частных охранных предприятиях. Одно дело, когда приходишь туда рядовым запаса и совсем по-другому работодатель встречает, скажем, капитана. Офицерское звание говорит о том, что человек прошел необходимую подготовку, имеет требуемые навыки. Третья категория – не желающие проходить военные сборы в звании рядового. Это, как правило, люди с высшим образованием, но окончившие вузы без военной кафедры и не получившие звания офицера запаса. «Есть еще четвертая категория падких на звания, – считает наш собеседник. – Это эксцентричные политики. Но эти к Кассихину не пойдут, они решают вопросы на уровне министров». Так что остается ждать, когда сотрудники правоохранительных органов сами расскажут, кто был визитером сочинского военкомата и что им двигало.