Репортеры дежурят у здания суда в любую погоду.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
Завтра в Мещанском суде Москвы продолжатся слушания по объединенному делу Михаила Ходорковского, Платона Лебедева и Андрея Крайнова. Ожидается, что представители гособвинения представят ряд документов, доказывающих вину подсудимых. А самым ярким эпизодом последнего заседания, состоявшегося в минувшую пятницу, стало выступление экс-главы ЮКОСа – Михаил Ходорковский назвал действия следствия «демонстрацией силы, безразличной к закону», и пообещал доказать «нелепость обвинений».
Чтобы заявить свою позицию, Михаилу Ходорковскому хватило нескольких минут. Обвиняемый по семи статьям бывший глава нефтяной компании сосредоточился на ключевых моментах обвинения. В первую очередь это пункт о хищениях акций «Апатита» и НИУИФа. Кроме того, Ходорковский затронул вопрос о предъявленном ему обвинении в растрате и неправильной торговой политике. Он заявил, что именно «неправильная торговая политика» привела ОАО «Апатит» к успешности и прибыльности. Одним из ключевых мест выступления экс-главы ЮКОСа стала тема налоговых обвинений. Ходорковский пообещал доказать их беспочвенность и абсурдность, заметив при этом, что «ЮКОС платил налогов не меньше, а больше многих других компаний». Наблюдатели отметили эмоциональную часть этого заявления, где Ходорковский с удивлением констатирует, что, как выясняется, ЮКОС должен «платить налогов намного больше не только среднеотраслевых показателей, но и «Газпрома».
В ответном слове государственный обвинитель Дмитрий Шохин заявил: «Мне хотелось бы искренне поверить Ходорковскому и Лебедеву в том, что они непричастны к совершению преступлений, в которых обвиняются. Да вот только собранные по делу доказательства говорят об обратном». Как заявил прокурор, подсудимые «весьма искусно умеют передергивать факты».
«У нас только следствие передергиванием фактов занимается, – сказал корреспонденту «НГ» адвокат подсудимых Евгений Бару. – Контролеры десять лет отчитывались о том, что никаких проблем с ЮКОСом нет. И особенно – что нет никаких задолженностей по налогам. Вопросы, конечно же, были, но все они лежали в области гражданско-правовых отношений, на протяжении многих лет никаких оснований для возбуждения уголовного дела на было». Евгений Бару подтвердил слова Ходорковского о том, что налоговые проверки ЮКОСа проводились более пятисот раз в году.
Что касается обещания экс-главы ЮКОСа последовательно опровергнуть все пункты обвинения, то Евгений Бару объясняет это так: «Ходорковский – в теме. Он может анализировать и берет на себя смелость говорить «я докажу», поскольку четко понимает, что вся схема работы была построена на действующем законодательстве того времени», – заявил Бару.
В то же время продолжают звучать негативные оценки самого суда по делу акционеров ЮКОСа. Так, по мнению Чарльза Крауса, официального представителя международной группы юристов, участвующих в процессе, суд «все чаще рассматривается мировой общественностью как фарс». «В США, Великобритании и Западной Европе существует очень большой интерес к этому делу. Информация о нем публикуется на первых полосах газет. Мировая общественность рассматривает этот процесс как проверку качества российского законодательства и судебной системы. Пока суд подтверждает самые негативные опасения», – заявил Краус журналистам, добавив при этом, что «в глазах мировой общественности данный суд не уважает законы своей собственной страны». В подтверждение этого Краус привел ряд ситуаций, когда, по его мнению, суд ставил обвинение и защиту в неравное положение. По словам Крауса, «самым удивительным с точки зрения мировой общественности стал отказ суда назначать Платону Лебедеву независимое медицинское обследование». «Это могло быть осуществлено в качестве гуманитарного жеста и не требовало судебных затрат... Безоговорочный отказ от этого международное сообщество восприняло как демонстративный жест, свидетельствующий о том, что суд намерен держать подсудимых под стражей, судить их и выполнить те задачи, которые ему поручили», – заявил Чарльз Краус.