В Санкт-Петербурге со дна бухты у Петровской косы поднят речной трамвайчик «Элиан-Мария», затонувший 7 июля у причала Центрального яхт-клуба в результате взрыва. Шесть судов разных типов извлекал катер с глубины, после чего он был поставлен на понтон и отбуксирован к берегу, где его ждали судовладельцы, сотрудники милиции и прокуратуры. Сотрудникам правоохранительных органов теперь предстоит выяснить все обстоятельства случившегося и установить истинные причины взрыва, унесшего жизнь 22-летнего моториста Игоря Рязанцева.
«Элиан-Мария» не успел перевезти по Неве ни единого пассажира, поскольку его строительство не было завершено. Согласно первоначальной версии, судно затонуло после взрыва паров растворителя, который команда якобы сливала в фановую систему корабля.
Между тем спасатели считают иначе. Результаты первоначального водолазного осмотра показали, что судно затонуло из-за внешнего воздействия взрывного устройства – в корпусе образовалась пробоина размером 1 м на 0,3 м. Края обшивки загнуты внутрь, что исключает версию о взрыве внутри судна.
Сотрудники судоходной компании, которой принадлежит катер, уверены, что случившееся – запланированная акция конкурентов. «Я считаю, что имело место преступление, – сказал в беседе с корреспондентом «НГ» владелец компании Алексей Гаккель. – Это подтверждает первичный осмотр. Не стоит упускать из виду и наметившуюся активность недоброжелателей на рынке речных перевозок».
А представитель судоходной компании Дмитрий Иванов напрямую заявил, что «на водах идет передел рынка. Видимо, конкуренты волнуются, что у нас появляются новые теплоходы, что мы правильно строим свою работу».
В Санкт-Петербурге действуют три крупные судоходные компании, и отношения между ними оставляют желать лучшего. Бизнесмены рассказывают, как недавно на территории судостроительного предприятия был подожжен недостроенный речной трамвайчик, а год назад разразился скандал с вовлечением в него и самих туристов. Катерам одной фирмы не давали пришвартовываться представители другой компании – не могли поделить причалы в Петродворце и у Эрмитажа. Дело кончилось массовой дракой на глазах отдыхающих.
На восстановление взорванного трамвайчика понадобится 1 млн. руб., что, впрочем, для речного туристического бизнеса не так много. Ведь каждый желающий прокатиться по Неве и ее каналам оставляет на теплоходе в среднем по 10 долл., и ежедневный оборот при хорошей погоде может достигать 0,5 млн. долл. Поэтому за каждого туриста идет невидимая борьба.
Санкт-Петербург