Спустя 12 лет в Россию возвращается наиболее влиятельный преступный авторитет конца прошлого столетия Вячеслав Иваньков, более известный под кличкой Япончик. В Соединенных Штатах, где Япончика считают «идеологом русской преступности», он отбывал наказание за вымогательство и фиктивный брак. В России 64-летнего Иванькова ждет новое судебное разбирательство – он обвиняется в двойном убийстве, совершенном в Москве в 1992 году. В настоящее время этим делом занимаются следователи управления по расследованию бандитизма и убийств столичной прокуратуры.
В 1992 году Вячеслав Иваньков по подложному паспорту приехал в Бруклин и поселился на Брайтон-Бич. Там он женился на гражданке США Ирине Ола – аккомпаниаторе певца Вилли Токарева. А спустя несколько месяцев стало известно, что в Америку Иваньков приехал, чтобы скрыться от российского правосудия. Незадолго до отъезда он вместе с приятелем, вором в законе Вячеславом Сливой (ныне покойным), ужинал в турецком ресторане «Филан» на Рязанском проспекте в Москве. Там между Иваньковым и тремя приезжими из Турции завязалась ссора. В итоге Япончик застрелил двух турок и ранил третьего.
В США Иваньков сразу же попал во внимание сотрудников ФБР, которые подозревали россиянина в организации преступного сообщества: Япончик якобы пытался объединить действующих на американской территории русских гангстеров. Однако прямых доказательств этого сотрудники бюро расследований добыть не смогли. Зато выяснили, что Иваньков занимается вымогательством: он пытался забрать 15 млн. долл. у связанных с российским Чара-банком владельцев нью-йоркской инвестиционной фирмы Summit International – бывших москвичей Александра Волкова и Владимира Волошина. Кроме того, следователям стало известно, что его брак с Ириной Ола фиктивный – Япончик женился, чтобы получить вид на жительство. В 1995 году Вячеслава Иванькова арестовали в Нью-Йорке, а спустя два года приговорили к девяти годам семи месяцам тюрьмы.
Почти десять лет российский вор в законе провел в тюрьме строгого режима близ города Алленвуд (штат Пенсильвания). Cрок Иванькова официально заканчивался в начале 2005 года, но согласно американским законам он мог выйти значительно раньше: в федеральных тюрьмах США применяется автоматическое сокращение срока на 15% при «минимально хорошем поведении». Япончика могли освободить несколько месяцев назад – в феврале 2004 года, но он устроил драку и остался за решеткой. Что ожидает Вячеслава Иванькова в ближайшие дни?
Главным вопросом остается проблема депортации Япончика в Россию – решение должен принять американский суд. Источники «НГ» в МВД сообщили, что «этот вопрос можно считать решенным». Но каким образом будет происходить передача Иванькова России – остается неясным. В Управлении международного сотрудничества МВД РФ «НГ» сообщили, что «между Россией и Соединенными Штатами нет договора о взаимной правовой помощи по гражданским и уголовным делам». Тем не менее в соответствии с принятой в США процедурой, так как Иваньков въехал на американскую территорию незаконно, его в ожидании депортации должны перевести в иммиграционную тюрьму. Однако не исключают, что в отношении Япончика правила будут несколько изменены и он сразу из тюрьмы будет доставлен в самолет и депортирован в Россию в сопровождении представителей американской Маршальской службы.
По данным источников «НГ», встречу Вячеслава Иванькова готовят сотрудники спецподразделения ГУИН, которые доставят его в один из столичных СИЗО (не исключено, что в «Лефортово»). В прокуратуре Москвы корреспонденту «НГ» сообщили, что обвинение в убийстве двоих граждан Турции Иванькову предъявлено заочно – еще в 2000 году.
Что в реальности грозит Вячеславу Иванькову? С одной стороны, преступление совершено в 1992 году, когда действовал «старый» Уголовный кодекс. Как пояснила «НГ» адвокат Лариса Мове, «срок давности привлечения к уголовной ответственности по статье № 102 (убийство) исчисляется десятью годами». Но во время следствия подозреваемый скрылся, а в США его задержали в 1995 году. Поэтому, чтобы вынести приговор, а затем применить его, у суда остался один год.
Есть и другая сторона этого дела. Без сомнения, суду будет небезынтересно выслушать свидетелей расправы в ресторане «Филан». Однако вряд ли найдется человек, который решится дать показания, напрямую изобличающие «крестного отца». В таком случае, как считают юристы, Япончику грозит наказание, не превышающее нижний предел санкции 105-й (по «старому» кодексу – 102-й. – «НГ») статьи УК России.
«С приездом Япончика в Москву расстановка сил в криминальном сообществе вряд ли изменится, – заявили «НГ» в Главном управлении по борьбе с огрпреступностью МВД РФ. – Его времена прошли. Кто он сейчас? Обыкновенный убийца».