Юрий Бражников: «Мы помогаем и нам помогают».
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
- Юрий Владимирович, напомните, с чего и как началась гуманитарная операция.
═
– В марте в Косово начались беспорядки, которые были направлены против неалбанского населения края. Внешне они напоминали этнические чистки. Были погибшие. Сжигались не только отдельные сербские дома, но и целые деревни. В это время в Белград прибыл с рабочим визитом глава МЧС Сергей Шойгу. И главным вопросом визита стало оказание срочной помощи пострадавшему населению. Кроме того, необходимо было своевременно продемонстрировать позицию России по отношению к пострадавшим сербам. Первая фаза операции, то, что мы называем чрезвычайным гуманитарным реагированием, началась в тот момент, когда министр еще находился в Белграде. Фактически он руководил операцией, вызывая самые необходимые грузы «на себя». Из ресурсов Минобороны и Росрезерва мы получили имущество для оборудования временного палаточного лагеря для лиц, потерявших жилье. Было выполнено 7 экстренных рейсов Ил-76, затем из Москвы в Белград вышел автомобильный конвой. Всего было доставлено 500 тонн грузов. Этого хватило, чтобы оборудовать лагерь со всеми необходимыми элементами инфраструктуры на две тысячи человек.
═
– Планировалось ли продолжение операции?
═
– Закончить лагерями, палатками было нельзя – это мера сверхвременная. Зимой палатки людей не спасут. Поэтому было принято решение предоставить сербам временное жилье в виде металлических (алюминиевых) домов-модулей, в которых есть все необходимые удобства. Такой модуль подключается к свету, к воде и функционирует, как настоящий маленький дом. Всего в Косово было доставлено 100 жилых модулей, а также аптека и магазин.
═
– Домики были готовы или их пришлось монтировать на месте?
═
– Модули собирали в Сибири, в Абакане на заводе «Абаканвагонмаш». Весь заказ выполняли примерно месяц. Затем агентство «Эмерком» МЧС России получило поручение организовать приемку домов на заводе и их доставку в Косово. Это тоже непростая задача: необходимо было пересечь несколько границ, пройти таможенные процедуры. Но все выполнено в намеченный срок: к 30 июня все 102 модуля были сосредоточены в Косово. 50 домов уже установлены в сожженной сербской деревне Свинаре. Это место уже назвали «сибирской деревней» в Косово.
═
– Как отнеслись к подарку сербы?
═
– От сербского населения края Косово мы услышали слова благодарности в адрес России, президента и правительства. Но проблемы уже имеются. По нашим сведениям, албанцы побили стекла в пяти домах, расположенных на окраине Свинаре. Так что главный в настоящее время вопрос – охрана этого района. Ее осуществляют силы КФОР: французский контингент, марокканцы и парашютисты из Иордании. Когда я находился в Косово, то мы прямо в поле провели совещание с командиром французского подразделения и получили уверения в том, что охрана будет усилена. При мне развернули новые посты и дополнительно прикрыли подходы к деревне.
═
– Во что обошлась России операция в Косово и из каких средств складывался бюджет?
═
– На последнюю акцию выделено порядка миллиона долларов. В целом же операция обошлась России в три миллиона долларов. Это бюджетные средства – примерно 30 процентов, а также средства, выделенные ОАО «Русский алюминий» и ОАО АФК «Система».
═
– Три миллиона долларов увезено в Сербию, и это при том, что у нас то наводнения, то лесные пожары...
═
– Надо понимать, что во всем мире происходят различные катастрофы и кризисы, подобные косовскому. В мире сложилась система кооперации. Гуманитарная помощь – это улица с двухсторонним движением: мы помогает и нам также помогают. В целом Россия получает помощи больше, чем помогаем в денежном исчислении другим. Если взять итог прошлого года, то можно привести массу примеров. После наводнения в Адыгее Швейцария построила там школу, врачебный пункт, приют для детей. Это те же самые миллионы долларов. Да, нам не оказывают содействия в тушении лесных пожаров – это лучше всех делают наши летчики и пожарные. Но нам помогают кормить людей в разоренном Северном Кавказе, где вклад Всемирной продовольственной программы ООН весьма значительный.