В воскресенье Солецкий гарнизон (Новгородская область), где дислоцируется полк стратегических бомбардировщиков, проводил в последний путь четырех членов экипажа Ту-22М3, разбившегося в ночь с четверга на пятницу. Прощание состоялось в местном доме офицеров с отданием всех почестей при приспущенных флагах, после чего дороги погибших авиаторов навсегда разошлись – хоронить каждого решено на родине: командира экипажа майора Олега Тяпкина – в Великом Новгороде, штурмана майора Николая Толстова – в Шадринске (Курганская область), штурмана-оператора капитана Александра Иванова – в Кургане, помощника командира корабля Илью Ласкова – в Твери.
Их родные и близкие пока не знают, кем ушли из жизни эти четверо – героями (версия, будто бы до последней минуты экипаж пытался не дать самолету упасть на жилые массивы) или же виновниками трагедии (версия неверных действий пилотов). Высокие слова, которые звучали в ходе прощальной церемонии, остаются всего лишь словами до тех пор, пока свое заключение не вынесет специальная комиссия Минобороны РФ, которая уже работает на месте происшествия. Военные эксперты уже приступили к расшифровке «черных ящиков», которые найдены на месте происшествия в удовлетворительном состоянии. Главком ВВС России Владимир Михайлов приказал приостановить полеты данного типа самолетов до выяснения причин катастрофы.
Напомним, что Ту-22М3 разбился 8 июня в 23.40 после выполнения учебного задания, не дотянув всего несколько километров до взлетно-посадочной полосы. По некоторым данным, командир корабля доложил о неполадках на борту и получил разрешение на катапультирование, но экипаж почему-то не воспользовался шансом на спасение. Одни эксперты поясняют это стремлением экипажа спасти бомбардировщик, другие – желанием отвести падающую машину от жилой зоны, третьи – утверждают, что у экипажа не хватило времени на катапультирование.
Как сообщил корреспонденту «НГ» помощник командующего Дальней авиацией генерал–майор Валентин Рог, сейчас выдвинуто две версии катастрофы: ошибка экипажа и отказ материальной части. Однако, как считает эксперт, причиной катастрофы скорее всего являются неполадки технического характера. По его личному мнению, авария могла произойти по причине отрыва закрылка при посадке, что привело к крену бомбардировщика и столкновению с землей.
Самолет, по словам нашего собеседника, пилотировал очень опытный экипаж. Такими бомбардировщиками управляют летчики, имеющие квалификацию не ниже второго класса. В то же время генерал-майор Валентин Рог признал, что средний налет экипажей дальней авиации в прошлом году составил всего 50 часов вместо нормы в 150 часов. «Тем не менее летчикам пока все еще удается сохранить свой опыт и навыки пилотирования», – считает наш собеседник. Они способны сажать свои машины практически в любых погодных условиях. Как заявил помощник командующего, экипажу осталось пролететь всего шесть километров до полной остановки двигателей. И тот факт, что на сей раз им не удалось посадить самолет, является еще одним аргументом в пользу технической причины катастрофы.
Почему экипаж не катапультировался? Валентин Рог сообщил, что система аварийной эвакуации экипажа на данном бомбардировщике устроена таким образом, что два пилота катапультируются вверх, а два – вниз. Летчики, которые должны были катапультироваться вниз, учитывая малую высоту полета, были обречены на неминуемую гибель. Это обстоятельство, возможно, и стало причиной солидарного решения пилотов на отказ покинуть самолет.