В среду сотрудники УБЭП столичного ГУВД совместно с коллегами из управления военной контрразведки ФСБ России в небольшом сквере на Фрунзенской набережной задержали офицера Генштаба майора Владимира Долобанько. Случилось это в момент, когда он принял от своего подчиненного в звании старшего лейтенанта пачку купюр, заранее помеченных оперативниками.
Как сообщил корреспонденту «НГ» пресс-секретарь столичного УБЭП Филипп Золотницкий, предыстория задержания такова. Некоторое время назад к ним обратился старший лейтенант, проходящий службу в Генштабе, с жалобой на то, что его непосредственный начальник майор Долобанько вымогает взятку. Все началось с того, что одна из столичных страховых компаний предложила молодому офицеру высокооплачиваемую работу и тот, взвесив все «за» и «против», решил увольняться из армии. Но майор Долобанько якобы заявил подчиненному: «Моя подпись на твоем рапорте стоит денег».
Старший лейтенант передал начальнику 6 тыс. руб., а также кредитную карточку с месячной зарплатой, приложив к ней ПИН-код. Но майор оценил свою подпись гораздо выше и потребовал от подчиненного еще 14 тыс. руб. Видимо, у молодого офицера закончились не только деньги, но и терпение, и он обратился в правоохранительные органы. По ходатайству Московской городской военной прокуратуры гарнизонный военный суд выдал санкцию на арест вымогателя.
«Взятка в исполнении майора Долобанько претендует на генштабовское ноу-хау, – так расценил произошедшее в беседе с корреспондентом «НГ» знакомый полковник юстиции, не пожелавший, чтобы его фамилия фигурировала в публикации. – Когда взятки требуют за повышение в должности, звании, перевод из одного региона в другой – это еще укладывается в логику взяточничества. Но чтобы за увольнение – такого я еще не слышал». По словам военного юриста, сейчас наблюдается массовый исход молодых офицеров из Вооруженных сил. По окончании училища с ними заключается контракт, по которому они обязуются «отдать Родине» 5 лет. Но большинство разрывает контракт досрочно. «Теоретически в таких случаях Минобороны в судебном порядке может взыскать с разорвавшего контракт какие-то суммы за обучение, – рассказал военный юрист. – Но практически молодые офицеры выигрывают такие суды на том основании, что Минобороны не выполняет условий контракта». Молодым офицерам не предоставляют жилья, не в полном объеме выплачивают компенсацию за его наем, задерживают различные выплаты, не в полном объеме обеспечивают обмундированием – все это в судах служит оправданием разрыва контракта. «Если лейтенанту, условно говоря, Минобороны задолжало хотя бы три галстука, суд становится на сторону офицера, разрывающего контракт», – сказал наш собеседник. Почему же тогда по этому пути не пошел подчиненный майора Долобанько? «Скорее всего просто совестливый парень попался, – считает полковник. – Не хотел конфликтовать с начальством».
Оперативники столичного УБЭП не исключают, что «засветившаяся» взятка у Долобанько не первая – из его подразделения уже уволились пять молодых офицеров. К тому же и число взяточников в этом уголовном деле может увеличиться – майор при аресте заявил, что часть денег предназначалась вышестоящему руководству.
В пресс-службе Минобороны комментировать случившееся отказались.