Распространителям товаров с ⌠наркоманской■ символикой пока грозит только штраф.
Фото Reuters
Сотрудники Донского управления Федеральной службы по наркоконтролю на днях привлекли к административной ответственности сразу нескольких предпринимателей, которые распространяли товары, пропагандирующие употребление наркотиков. Среди изъятой продукции футболки, водка и даже мороженое, которые своими названиями и сопроводительными надписями так или иначе побуждали употреблять наркотики.
Сначала в поле зрения наркополицейских попали футболки с изображением, стилизованным под герб СССР. Вместо звезды в центре земного шара и колосьев пшеницы были изображены листья конопли. На кумачовом полотнище, опоясывающем конопляные снопы, вместо названий республик и призыва к пролетариям всем стран – список музыкальных групп, пропагандирующих употребление наркотиков. Над серпом и молотом – красуется надпись: «Коси и забивай». «Наркоманские» футболки продавались в подземном переходе на центральной улице города – Большой Садовой – всего по 80 руб. за штуку.
В Ростовском управлении Федеральной службы по наркоконтролю говорят, что действия частного предпринимателя, распространявшего такие майки, подпадают под статью кодекса об административных правонарушениях «Пропаганда наркотических средств». Теперь нерадивым предпринимателям грозит штраф от 20 до 25 МРОТ.
Другим товаром, пропагандирующим, по мнению наркополицейских, употребление наркотиков, стала водка чешского производства, изъятая в одном из магазинов города. На этикетке бутылки надпись «Cannabis», что в переводе на русский означает конопля, а в самой настойке плавают семена конопли. Имеется и соответствующий текст: «Конопляная водка. Алкогольный напиток, приготовленный из экстракта конопляных зерен. Приобщайтесь к прекрасному напитку, но не забывайте о его удивительной силе!» «Приобщение» стоит недешево – более тысячи рублей за бутылку.
По заключению психологов, эта продукция оформлена таким образом, что может формировать интерес к конопле и подталкивает к ее применению. За пропаганду употребления наркотиков на предпринимателя, продававшего водку, уже наложен штраф.
Впрочем, единого отношения к продаже «наркосодержащей» водки в России пока не сложилось. Так, совсем недавно Воронежский суд «оправдал» «Сannabis», на основании психолингвистической экспертизы, которая показала, что сопроводительный текст на этикетке, смутивший наркополицейских, всего лишь способствует коммерческой реализации продукта.
В то же время запрет на продажу водки «Cannabis» действует в Калининграде, где исследовавшие упаковку эксперты пришли к тем же выводам, что и в Ростове: изображение конопли вместе с текстом является пропагандой и незаконной рекламой наркотических средств.
Еще дальше в «деле пропаганды наркотиков» пошли украинские производители эскимо. На днях ростовские таможенники задержали партию в 700 кг мороженого под названием «Твоя конопляная доза» и «Маковый прикол». Заключение психолога однозначно: данные надписи формируют устойчивый интерес к употреблению наркотиков.
Правда, у владелицы груза на этот счет иное мнение. По ее словам, продукция преследует обратную цель: лучше съесть мороженое, чем выкурить «косячок». К этому, в частности, призывает и надпись на этикетке лакомства, на которой изображено расплывшееся в улыбке солнце, а над «раскумаренным» светилом выведено: «Ласка против наркомании». И только внимательно присмотревшись, на этикетке также можно прочитать надпись: «Молодежь против наркотиков».
Впрочем, это «смягчающее» обстоятельство можно принять всерьез лишь с большой долей условности. Так что наверняка и случай с мороженым будет расценен как пропаганда наркотических средств.
Между тем работы у сотрудников службы наркоконтроля остается непочатый край. В свободной продаже на Дону имеется самая разнообразная продукция – от ароматических «конопляных» свечей до съемных панелей мобильников с изображением наркосимволики.
Ростов-на-Дону