Только в Москве, по официальным данным, зарегистрировано 25 тысяч маломерных судов.
Фото Петра Кассина (НГ-Фото)
Возможно, уже в этом году в России и, в частности в Московском регионе, появятся штрафные стоянки для катеров и яхт, владельцы которых нарушили установленные правила пользования личными плавсредствами. По данным «НГ», еще в мае этого года в МЧС России был подготовлен приказ № 230 «О формах служебной документации по задержанию маломерных судов, помещению их на специализированную стоянку и хранению». Сразу же после этого стало известно, что Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС структурно входит в МЧС) собирается ужесточить контроль над владельцами частного маломерного водного транспорта.
В ГИМС Москвы корреспонденту «НГ» пояснили, что «к маломерным судам относятся катера, мотолодки, гидроциклы и парусные яхты, которые перевозят не более 12 пассажиров и имеют мощность стационарного двигателя до 75 лошадиных сил». По словам начальника ГИМС Москвы Александра Степанова, «в городе зарегистрированы около 25 тысяч подобных судов». При наличии соответствующих документов – судового билета, удостоверения на право управления, бортового номера, регистрации судна в инспекции и техпаспорта с отметкой о прохождении техосмотра, а также медицинской справки, – судовладелец имеет право плыть в акватории Москвы практически в любом месте.
Сейчас наибольшее беспокойство столичным инспекторам приносят полюбившиеся москвичам акватории Строгинской поймы и залива Химкинского водохранилища. «Нередко желающие покататься на собственном катере, гидроцикле или моторной лодке находятся в состоянии опьянения, – заявили «НГ» в линейном управлении на воздушном и водном транспорте. – А управы на нарушителей практически нет. Если только что-нибудь чрезвычайное произойдет». Начальник управления Мансур Юсупов припомнил только один случай в прошлом году, когда владельца яхты лишили права на управление судном.
Однако употребление алкоголя – отнюдь не единственная причина, из-за которой городские мореходы-любители могут лишиться разрешения на плавание. «Значительная часть нарушений связана с отсутствием на плавсредствах номерных знаков или непрохождением технического осмотра», – говорит Александр Степанов. В таком случае нарушитель вполне может отделаться административным штрафом. К примеру, за нарушение правил вождения (статья 11.7 КОАП РФ) злоумышленнику придется раскошелиться на 10 МРОТ. Возможна и ситуация, при которой суд лишит владельца яхты права управлять судном на год. Если же стоящего у штурвала уличат в пьянстве (ст. 11.9 КОАП), то максимум, что ему грозит, – 20 МРОТ или лишение прав на два года.
Санкции, применяемые сейчас к судовладельцам, едва ли можно назвать действенными. Не секрет, что для обладателя роскошной яхты стоимостью в несколько сотен тысяч долларов ничего не стоит заплатить штраф и продолжить водное путешествие. Видимо, именно этими соображениями руководствовались представители МЧС, когда подняли вопрос о штрафных стоянках. «Мы предлагали несколько мест в Москве, которые вполне пригодны для этой цели, – заявил «НГ» Мансур Юсупов. – Это, к примеру, некоторые причалы в районе Мневников». Однако ни на одном из крупных российских водохранилищ и реках пока нет подобных отстойников. А проблема в первую очередь материальная: где взять штат людей, которые станут охранять «арестованные» катера и яхты и отвечать за их сохранность.