Международная организация «Репортеры без границ», видимо, устав от обещаний российской стороны разыскать похищенного в Ингушетии внештатного корреспондента Франс Пресс Али Астамирова, вчера обратилась в ООН и Совет Европы с просьбой оказать содействие в розыске пропавшего. А руководство информагентства двумя днями раньше направило президенту РФ Владимиру Путину письмо, в котором жалуется на полное отсутствие информации о ходе розыска и просит прояснить ситуацию. Об этом заявила заместитель директора бюро Франс Пресс в Москве Мария Льеда.
34-летний Али Астамиров похищен неизвестными 4 июля 2003 года недалеко от Назрани. По неофициальным данным, в тот злополучный день он вместе с корреспондентом Радио «Свобода» и офицером ФСБ отмечали в пригородной шашлычной покупку последнего – автомобиль. Сотрудник спецслужбы уехал раньше. Коллега из Радио «Свобода» взялся подвезти Астамирова домой. Возле городской АЗС дорогу им перекрыл белый автомобиль, из которого вышли трое вооруженных людей и под угрозой применить оружие пересадили журналиста Франс Пресс в свою машину. С тех пор о нем нет никаких известий. Прокуратурой Назрановского района Ингушетии было возбуждено уголовное дело по статье 126 УК РФ (похищение человека).
«Репортеры без границ» неоднократно обращались к российской стороне с просьбой активизировать поиски пропавшего журналиста. И получали соответствующие заверения. В частности, в прошлом году официальный представитель МИД РФ Александр Яковенко заявил, что российское внешнеполитическое ведомство «внимательно следит за ситуацией с похищением сотрудника Франс Пресс». По его словам, правоохранительные органы «активно занимаются розыском журналиста». Правда, не преминул подчеркнуть, что принадлежность Астамирова к Франс Пресс не вполне подтверждена, так как журналист не прошел аккредитацию в МИД РФ, что является нарушением российского законодательства. Но, как заверил Яковенко, «этот вопрос не имеет отношения к сути проблемы, человек попал в беду и мы его ищем».
Как продвигается розыск Али Астамирова, обнаружились ли хоть какие-то его следы? В прокуратуре Назранского района нам сказали, что розыском журналиста занимались их коллеги из прокуратуры г. Назрани. «В ноябре 2003 года дело было приостановлено по пункту 2 ст. 208 УПК, то есть за неустановлением лица, совершившего преступление, – сообщил наш собеседник. – Сейчас оно находится на проверке в прокуратуре республики».
В республиканской прокуратуре, как нам удалось узнать, этим делом занимался Микаил Ахильгов, который рассказал корреспонденту «НГ», что «сейчас дело находится на изучении в Генпрокуратуре». Ахильгов также подтвердил, что дело действительно приостановлено и перспектива розыска весьма туманна – никакой информации о месте пребывания журналиста нет. Похитившие не выдвигали никаких требований, никаких вестей от него не получали и родные. Может, пропавшего уже нет в живых? «Мы ничего не знаем», – заявил представитель прокуратуры Ингушетии.