В прошлом году авиакомпания Utair выиграла тендер на транспортное обеспечение миротворческой миссии ООН в Сьерра-Леоне.
Фото Reuters
Причины катастрофы вертолета Ми-8МТВ-1 российской авиакомпании UTair (Ханты-Мансийск), упавшего во вторник в западноафриканской республике Сьерра-Леоне, возможно, станут известны уже на этой неделе. Несмотря на то что вертолет, выполнявший работы по контракту с миссией ООН в Сьерра-Леоне, практически полностью сгорел, в Межгосударственном авиационном комитете (МАК) корреспонденту «НГ» сообщили, что «причины падения можно установить практически со стопроцентной точностью». Пока же в качестве наиболее вероятной называют версию о том, что вертолет был сбит. Не исключают этого и в самой авиакомпании. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан вчера выразил соболезнования семьям погибших в катастрофе.
Вертолет Ми-8МТВ-1 (бортовой номер RA-27113) с российским экипажем – командиром Андреем Соковым, вторым пилотом Владимиром Михалициным и бортмехаником Александром Новоселовым во вторник совершал перелет в город Енгем. На его борту находился 21 сотрудник миссии ООН в Сьерра-Леоне. За несколько минут до посадки командир экипажа доложил об отсутствии неисправностей и каких-либо проблем, но в назначенное время вертолет не приземлился. Спасательная операция началась в 10.07 по местному времени. Пылающую машину обнаружили на склоне горы в лесном массиве в нескольких километрах от Енгема. Спасти экипаж и пассажиров не удалось.
Что стало причиной катастрофы, пока неизвестно. «Сейчас рано выдвигать какие-либо предположения. Во время аварии были достаточно хорошие погодные условия, вертолет был полностью в исправном состоянии до вылета. Мы не можем исключать и факт какого-либо умышленного повреждения машины в столь напряженном регионе», – заявил пресс-секретарь авиакомпании Игорь Блинов. В то же время он не исключил «любой версии падения вертолета». По словам представителей Utair, разбившийся борт налетал чуть более двух тысяч часов, в том числе всего 200 часов после прохождения капремонта. Руководитель генерального представительства авиакомпании в Москве Сергей Бабий сообщил «НГ», что «экипаж состоял из профессиональных, хорошо подготовленных пилотов» и маловероятно, что летчики допустили ошибку.
Вчера недалеко от места катастрофы были найдены «черные ящики» вертолета. «Указание на причины падения могут быть получены после расшифровки записей бортовых самописцев», – заявили «НГ» в МАК. По словам председателя комиссии по расследованию авиационных происшествий на воздушном транспорте Владимира Кофмана, «расследование будут вести власти Сьерра-Леоне в соответствии с международными правилами, а расшифровку записей «черных ящиков» скорее всего станут производить в Москве. Здесь проще. Пилоты-то говорили по-русски».
Как стало известно «НГ», руководить российской делегацией в Сьерра-Леоне назначен начальник отдела полевого расследования МАК Виктор Храмцов. Вместе с экспертами МАК в Африку в качестве советников отправятся специалисты вертолетных заводов, а также представители авиакомпании Utair. Не исключено, что полетит и гендиректор авиакомпании Андрей Мартиросов. Ожидается, что в Сьерра-Леоне прибудет и представитель ханты-мансийской страховой компании «Югория», где были застрахованы экипаж и вертолет. Как сообщила Интерфаксу замдиректора сургутского филиала компании Наталья Балабанова, «если с выездом возникнут проблемы, то наш эксперт будет осуществлять координацию расследования по телефону». По ее словам, в соответствии с договором предусмотрены выплаты, связанные с военными рисками, ошибками пилотов и техническими неисправностями. «Сроки и сумма страховой выплаты будут определены после завершения расследования», – сказала Наталья Балабанова. Финансовую помощь семьям погибших россиян обещает оказать и руководство ОАО «Авиакомпания Utair».
Кроме российской делегации в столицу Сьерра-Леоне – город Фритаун направлен заведующий консульским отделом посольства России в Гвинее. В МИД России «НГ» сообщили, что «в Сьерра-Леоне отсутствует российское дипломатическое представительство».
Предположение о боевом поражении российского вертолета до вчерашнего дня являлось одним из приоритетных. Тем не менее заведующий отделом Западной Африки МИД России Олег Сергеев сообщил «НГ», что «гражданская война в республике завершилась в 2002 году» и серьезных боевых столкновений не было почти два года. «Версия о поражении вертолета боевыми средствами не отражает общей тенденции развития ситуации в Сьерра-Леоне, – заявил Сергеев. – В республике все находится под контролем миссии ООН, идет процесс установления централизованной власти, работает суд, идут процессы над военными преступниками. Сейчас мы вычеркиваем Сьерра-Леоне из списка стран, в которые не рекомендуется ездить российским гражданам». Тем не менее представитель МИДа не исключил, что «в руках населения республики еще может оставаться оружие».