Свидетелями гибели легендарного самолета стали обитатели подмосковного поселка Заозерье.
Фото Reuters
Крайне скупой оставалась вчера информация о субботней авиатрагедии вблизи подмосковного аэродрома Мячково, где погибли четыре человека – экипаж легендарного самолета военных и послевоенных лет Ли-2. По последним данным ГУВД Московской области, в списке погибших – вице-президент ФЛА (Федерация любителей авиации) России Олег Лякишев, второй пилот Валентин Чуйкин, бортмеханик Олег Матвеев и Евгений Волобоев (предположительно штурман). Тем не менее, по сообщениям некоторых СМИ, еще одной жертвой катастрофы Ли-2, на борту которого были 5 человек, стала девушка-пассажирка.
Как рассказали корреспонденту «НГ» в одном из аэроклубов в Мячково, экипаж направлялся в Калугу. Это был абсолютно обычный рейс – то, что мы называем «перегон техники». Расследованием причин катастрофы займется спецкомиссия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Соболезнования семьям погибших выразил губернатор Подмосковья Борис Громов.
Пилотируемый Олегом Лякишевым Ли-2 вылетел с аэродрома Мячково в 18.45, по окончании проводившихся в тот день автогонок. Но не пролетев и трех километров в направлении Рязанского шоссе, самолет рухнул на поселок Заозерье, зацепившись за крышу одного из коттеджей. Как предполагают специалисты, скорее всего у машины отказал двигатель. Хозяев коттеджа, на который упал Ли-2, по счастью, дома не оказалось, но одним из обломков фюзеляжа убило их собаку. Самолет развалился, но не загорелся. На место ЧП прибыли сотрудники милиции, МЧС и ФСБ.
По свидетельству очевидцев, бортмеханик и штурман погибли сразу. Командир экипажа Олег Лякишев умер в машине «скорой помощи», второй пилот – в больнице. Судьбу пассажирки злосчастного рейса вчера прояснить не удалось. По официальным данным подмосковного ГУВД, никаких пассажиров на борту Ли-2 не было. Уточнить информацию во ФЛА вчера не представлялось возможным – все телефоны центрального офиса молчали. Что касается пилотов размещенных в Мячково (базовый аэродром ФЛА) многочисленных аэроклубов, то они говорили об инциденте крайне неохотно и общение ограничивалось туманными фразами типа: «Да, конечно, мы знаем, что произошло... Но кто с ними летел... Подробности нам неизвестны...»
Самолет Ли-2 – лицензионная версия классического американского авиалайнера Дуглас DC-3 (Dacota), был самой массовой моделью в 40–50-х годах в СССР, а также эксплуатировался в Венгрии, Болгарии, Польше, Румынии, Чехословакии, Югославии, Китае и Вьетнаме. Как утверждают российские специалисты, разбившаяся в Заозерье машина была последним действующим самолетом этого типа в мире. «Гордость Лякишева» – так был известен этот экземпляр в узком кругу пилотов-любителей.
Олег Лякишев посвятил авиации всю жизнь. С 1988 года, после ухода из профессиональной авиации, он участвовал в создании ФЛА и стал ее вице-президентом. До того как приступить к восстановлению исторического Ли-2 (за эту работу Международная авиационная федерация – ФАИ присудила ему почетный диплом «Феникс»), реализовал несколько громких авиапроектов – например, международные групповые перелеты на восьми одномоторных самолетах из Москвы в Сиэттл и в Канберру. Примерно в это же время он стал тренером сборной России по видам спорта авиации общего назначения и участвовал с ней в Первых и Вторых всемирных воздушных играх и на трех чемпионатах Европы. За создание в России трех новых авиационных видов спорта – авиагонки, авиаралли и точное самолетовождение ФАИ наградила Лякишева своей Золотой медалью. Так и не осуществленным планом Лякишева остался кругосветный перелет на своем ретросамолете.
Из досье «НГ»
Федерация любителей авиации (ФЛА) РФ – всероссийская общественная авиационная организация, создана в 1987 году. Объединяет 286 отделений и 7500 индивидуальных членов. В реестре ФЛА зарегистрировано 950 летательных аппаратов частных лиц – граждан России, Франции, Великобритании, Австралии и других стран. Базовый аэродром ФЛА – Мячково. На основании Воздушного кодекса России ФЛА является частью гражданской авиации, и – в соответствии с законодательством (указы президента и постановления правительства страны от 1993 и 1996 гг.) – члены организации выполняют полеты, не связанные с коммерческой деятельностью, на своих воздушных средствах с регистрационными документами и свидетельствами, под контролем летно-технической комиссии ФЛА.
Разбившийся Ли-2 являлся единственным в мире действующим самолетом этой модели. Машина с регистрационным номером 01 300 ФЛА РФ, заводской номер 23441 605, была выпущена на заводе в Ташкенте в 1952 г., в транспортном варианте. В течение 20 лет использовалась в Центральном аэроклубе им. Чкалова ДОСААФ СССР в качестве транспортного самолета сборных команд страны по самолетному, планерному и парашютому спорту и имела регистрационный номер ВВС «03».
В 1972 г. по истечении календарного ресурса в 20 лет и при общем налете 6587 часов 37 минут, при 3000 посадок и 5 капремонтах самолет был списан. В 1992 г. заброшенную на аэродроме в Тушино машину восстановили специалисты ФЛА под руководством Олега Лякишева. С ноября 1992 г. Ли-2 выполнял полеты по патриотическим программам. В 1994 и 1995 гг. он участвует в авиасалоне «Птицы войны» во Франции, Нидерландах и Бельгии и в торжествах в честь 50-летнего юбилея высадки союзных войск в Нормандии. В 1999 г. его экипаж осуществил перелет с ветеранами на борту по городам-героям России. В 2000 г. с одобрения президента России Владимира Путина и благословения Патриарха Алексия II Ли-2 выполнил полет «Дорогой отцов» по трассе ленд-лиза Аляска–Сибирь (Алсиб).