Эти младенцы пока не стали объектом пристального внимания со стороны правоохранительных органов.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
С сенсационной инициативой по борьбе и даже ликвидации преступности в целом выступило МВД России. Замначальника 4-го оперативно-разыскного бюро Главного управления уголовного розыска (ГУУР) МВД Андрей Кухтинов сообщил вчера журналистам, что министерство предлагает брать образцы геномов еще у новорожденных. Как утверждают источники «НГ» в МВД, «если подобные планы воплотить в жизнь в этом году, то к 2050 году преступности в России не будет вообще».
По данным источников «НГ», в МВД уже подготовлен вариант законопроекта о геномной регистрации граждан. Его суть состоит в том, что у определенной части граждан России будут взяты биологические образцы, которые станут хранить в течение многих лет. Кроме того, законопроект предусматривает добровольную геномную регистрацию. Любой гражданин, заплатив около трех тысяч рублей, сможет «отметиться» в биологическом банке данных. «Этот законопроект разрабатывали специалисты экспертно-криминалистического управления МВД, – сообщила корреспонденту «НГ» замначальника 15-го отдела ГУУР Елена Зарембинская. – Но он пока еще не внесен на рассмотрение в Госдуму. Сейчас документ проходит согласование в министерствах».
По данным «НГ», в плане лиц, в отношении которых предусматривается обязательная «геномоскопия», будущий закон очень похож на действующий сейчас Федеральный закон «О государственной дактилоскопической регистрации в РФ». Добавлены лишь некоторые категории граждан: сотрудники МЧС и летчики гражданской авиации.
Главный вопрос, который, по мнению представителей МВД, может затормозить принятие закона, – финансы. «Заплатить три тысячи рублей сегодня способен почти каждый, – говорят в МВД. – Но главный вопрос не в этом. Если происходит убийство и на месте расправы найден волосок преступника, его необходимо сличить с имеющимися биологическими образцами. Сегодня подобная экспертиза стоит порядка 75 тысяч рублей. А кто эти деньги будет платить? Кроме того, образцы необходимо сохранять в определенных условиях, что потребует отдельного финансирования».
Милицейские специалисты считают, что такой закон во многом облегчил бы им работу. Вот что заявили корреспонденту «НГ» эксперты-криминалисты: «Нет преступления, которое нельзя было бы раскрыть. Но дактилоскопии уже не хватает. Зачастую злоумышленники не оставляют на месте не только улик, но даже отпечатков пальцев. А биологическая база данных помогла бы не только раскрывать преступления, но и в вопросах опознания найденных трупов неизвестных людей».
Что касается вопроса о возможной ликвидации преступности в целом, то в МВД отвечают статистическими выкладками: «Возрастная планка подавляющего большинства осужденных колеблется в пределах от 21 года до 46 лет. И если через полвека потенциальный злоумышленник решит пойти на противоправное деяние, то у него не будет никаких шансов скрыться и избежать наказания. Совершать преступления будет просто бессмысленно».
Весьма любопытно, что в развитых странах следствие уже давно пользуется биологическим банком данных. «В Великобритании, к примеру, при помощи генетической экспертизы еженедельно раскрываются около восьмисот преступлений, – утверждает Елена Зарембинская, – и никто не считает, что это нарушение прав человека».
Тем не менее российские правозащитники не разделяют эту позицию. «Давать в руки правоохранительных органов информацию о своем геноме я не готов, – заявил «НГ» лидер движения «За права человека» Лев Пономарев. – Во-первых, органы в развале, а во-вторых, – коррумпированы, как правило, выполняют чей-то заказ. Я уверен, что эта информация будет использоваться против граждан».