Скандальная история, связанная с авиакатастрофой над Черным морем российского пассажирского лайнера Ту-154, сбитого 4 октября 2001 года украинскими силами ПВО, получила окончательное разрешение. Точкой в этом вопросе стало подписание в понедельник, 14 июня, президентом России Владимиром Путиным закона о ратификации соглашения между правительствами России и Украины. Из документа следует, что украинская сторона не признает юридической ответственности за катастрофу, но согласна добровольно выплатить компенсацию родственникам погибших – по 200 тыс. долл. за каждого пассажира.
Закон «О ратификации Соглашения между Правительством РФ и Правительством Украины об урегулировании претензий, возникших вследствие воздушной катастрофы, произошедшей 4 октября 2001 года» стал итогом двухлетних переговоров между Москвой и Киевом. Все это время украинская сторона отказывалась признать вину за гибель рейса Тель-Авив–Новосибирск. На борту лайнера, принадлежавшего авиакомпании «Сибирь», находились 78 человек: 66 пассажиров (из них 15 россиян и 51 гражданин Израиля) и 12 членов российского экипажа.
В соглашении говорится, что Киев выплачивает деньги добровольно (по юридической терминологии – ex gratia), то есть без признания юридической ответственности за случившееся. Эта сумма равна возмещению, полученному от Украины семьями погибших израильских граждан. Таким образом, общая сумма компенсации российской стороне составит 7 млн. 809 тыс. долл. и будет освобождена от налогообложения.
Чтобы получить деньги, родственники должны подписать бумаги о согласии с условиями урегулирования гражданско-правовых требований к Украине – иначе говоря, отказаться от всех претензий к этому государству. Что касается сроков и механизма выплаты, то пока об этом ничего не известно. Заместитель директора департамента информации МИД России Михаил Троянский сказал в беседе с корреспондентом «НГ»: «Мы надеемся, что в ближайшее время российское правительство примет решение, закрепляющее механизмы перечисления денег».
Что касается правовых основ соглашения между странами, то, как говорят юристы, в международной практике решение подобных вопросов почти всегда связано с определенными сложностями. «Дело в том, что не существует ни правового института, ни инструмента определения вины государства в таких ситуациях, – пояснил корреспонденту «НГ» адвокат Павел Астахов. – Беда в том, что далеко не все страны признают юрисдикцию даже таких инстанций, как суд в Гааге и в Страсбурге. А в том случае, если получено решение национального суда, другая сторона вполне может отказаться от признания такого решения. Так что, пользуясь ситуацией в международном праве, фактически причинившие вред страны становятся в позицию: да, мы вред компенсируем, но виновными себя не признаем. Вопрос, таким образом, переходит из области юриспруденции в область морали и этики. И Украина здесь действует в худших традициях, заложенных в том числе и СССР. Один из последних примеров тому – сбитый советскими истребителями корейский самолет».