Вчера Черемушкинский суд Москвы отказал в иске о защите чести, достоинства и деловой репутации СИЗО «Матросская Тишина» и двух его сотрудников к президенту Московской адвокатской палаты Генри Резнику. Тем самым суд не признал порочащим высказывание Резника в эфире телеканала НТВ относительно изъятия инспекторами следственного изолятора записей адвоката Михаила Ходорковского Ольги Артюховой.
История конфликта между Артюховой и инспекторами СИЗО Александром Фукаловым и Владимиром Базановым началась 11 ноября 2003 года. В тот день адвокат встречалась с Михаилом Ходорковским. При выходе из изолятора сотрудники «Матросской Тишины» изъяли у нее материалы рабочего досье. Спустя некоторое время следствие сделало заявление о том, что у Артюховой забрали записку Ходорковского с инструкцией, как противостоять расследованию. Сама адвокат настаивала на том, что «это были личные записи, касающиеся планов организации защиты экс-главы ЮКОСа».
Инцидент с изъятием документов стал основанием для обращения Минюста в адвокатскую палату Москвы с просьбой лишить Ольгу Артюхову адвокатского статуса. Палата, рассмотрев 3 февраля ходатайство Минюста, не сочла его обоснованным. А вскоре, выступая по телевидению, Генри Резник, в частности, заявил: «Обыск проведен мужчинами. Они шарили по телу женщины-адвоката».
В исковом заявлении сотрудники СИЗО настаивали на том, что высказывание президента Московской адвокатской палаты не соответствует действительности. «Обыск и досмотр вещей к адвокату Артюховой не применялся», – говорится в заявлении истцов. В ходе прений представитель истцов Александр Островский просил суд обязать Резника выступить «в той же самой программе, в то же время и с тем же хронометражем, в которой были высказаны его суждения в отношении сотрудников СИЗО, и опровергнуть сведения, их порочащие».
Реакция Александра Островского на решение суда была резкой. «Черемушкинский суд создал прецедент безнаказанности. Теперь можно безнаказанно называть шпаной сотрудников прокуратуры и обвинять правоохранительные органы в любых преступлениях», – заявил он по окончании процесса, пообещав обжаловать судебное решение.
В свою очередь, представитель Генри Резника адвокат Александр Макаров заявил, что в высказываниях Резника не было сведений, которые «могли опорочить репутацию СИЗО «Матросская Тишина» и его сотрудников». «В слове «шарили» нет ничего особенного. По толковым словарям русского языка оно означает «искать», – сказал Макаров.