За Ходорковского митинговали вчера у здания суда – пока это еще допускается законом.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
Драма компании ЮКОС, начало которой положено 21 июня прошлого года арестом Алексея Пичугина, близится к кульминации. Всего год понадобился на то, чтобы «довести до ручки» самую процветающую компанию России. С июня 2003 года ее капитализация упала в два раза – с 40 млрд. долл. до 21 млрд. Ведущие акционеры изгнаны за границу, кредиторы угрожают техническим дефолтом, Министерство по налогам и сборам, выставив требования на 3,4 млрд. долл., не способствует спасению ЮКОСа. И вот на фоне этого печального юбилея в Мещанском суде Москвы дан старт процессу над Михаилом Ходорковским и Платоном Лебедевым.
Решение об объединении двух дел в одно производство приняла судья Ирина Колесникова. Слушания под ее же председательством назначены на 16 июня. На объединении дел, в которых десятки томов абсолютно идентичны, с самого начала настаивали адвокаты обоих подсудимых. Интрига же в том, что вчера ходатайство защиты неожиданно поддержал гособвинитель Дмитрий Шохин, до этого решительно возражавший против того, чтобы Ходорковский и Лебедев участвовали в одном процессе.
Почему обвинение изменило позицию по столь принципиальному вопросу на прямо противоположную, видимо, станет ясно только с началом рассмотрения дела по существу. Сам Дмитрий Шохин вчера никак это не прокомментировал.
Перед судом вопрос об объединении дел встал еще 20 мая, когда начался процесс по делу Платона Лебедева. Тогда возражение гособвинителя против объединения адвокат Лебедева Елена Липцер объяснила тем, что «если дела объединят, их придется отправлять обратно в прокуратуру, поскольку необходимо будет переписывать обвинительное заключение».
Вчера Липцер сказала корреспонденту «НГ», что не знает, чем руководствовалось обвинение, поддержав ходатайство Ходорковского. А Генрих Падва заявил «НГ», что не может оценивать мотивы этого решения. Со своей стороны адвокат Юрий Шмидт считает такое решение беспрецедентным, поскольку на его памяти объединения столь объемных дел еще не было.
Между тем, как показывает практика российского судопроизводства, сторона обвинения обычно до конца стоит на изначально заявленных позициях. И только особые обстоятельства способны их изменить. Наиболее резонансные, громкие дела показывают: к числу таких обстоятельств может быть отнесено отсутствие окончательного политического решения по делу. Не секрет, что ведущие подобные дела судьи находятся во всех отношениях на особом положении, испытывая на себе повышенное общественное и административное внимание.
Если бы Ирина Колесникова отказала в объединении дел, ей пришлось бы вести два процесса параллельно. Видимо, к ней в Мещанском суде доверие особое – именно Колесникова вела дело Василия Шахновского. Бывший глава ЮКОС-Москва был осужден на год лишения свободы и тут же освобожден от наказания «в связи с изменением обстоятельств». Приговор Шахновский обжаловать не стал. Тогда среди наблюдателей распространилось мнение, что на деле экс-главы ЮКОС-Москва отрабатывалась модель судопроизводства, которую можно будет применить к другим фигурантам «дела ЮКОСа». Однако последние события указывают прежде всего на то, что следствие настроено весьма решительно.
Перерыв между 28 мая, когда в Мещанском суде прошло первое заседание, и вчерашним днем был объявлен по просьбе представителя МНС, которое выступает на процессе гражданским истцом. Налоговики просили паузу для ознакомления с материалами дела. Между тем, как выяснилось, это время понадобилось не только для чтения имеющихся материалов, но и для сбора новых. Так, 3 июня представители МНС провели обыск в московских офисах ЮКОСа на улице Дубининской и в Уланском переулке. Налоговиков интересовали документы, связанные с деятельностью компании в 1998–2000 гг. Так что ко вчерашнему дню напряжение ситуации вокруг ЮКОСа продолжало возрастать.
Предварительное слушание по делу Михаила Ходорковского возобновилось в 10.30. У здания суда дежурили около 15 человек – в основном студенты московских вузов. Одетые в майки с портретом Ходорковского, они устроили пикет в поддержку экс-главы ЮКОСа.
Слушание проходило в закрытом режиме. В зал заседания не пустили даже родителей Ходорковского – Марину Филипповну и Бориса Моисеевича. Они вместе с учителями экс-главы ЮКОСа, также пришедшими его поддержать, все время пока длилось слушание сидели на скамейке возле зала заседания. Как утверждает мать Ходорковского Марина Филипповна, родственники по-прежнему видят экс-главу ЮКОСа 2 часа в месяц – два свидания продолжительностью в один час. По ее словам, он настроен бодро и не жалуется на условия содержания. «Он никогда не падал духом, – рассказала журналистам Марина Филипповна. – Он всегда был оптимистом и остается им и сейчас».
Ближе к полудню в суд приехал Василий Шахновский. Наотрез отказавшись общаться с журналистами, он присел на скамейку в коридоре и долго о чем-то беседовал с бывшим депутатом Госдумы от фракции «Яблоко» Алексеем Мельниковым.
В 13.00 суд огласил вердикт – объединить дела Ходорковского и Лебедева и назначить дату слушания объединенного дела по существу на 16 июня. «Суд принял разумное и правильное решение, объединив эти дела», – заявил по окончании заседания адвокат Ходорковского Генрих Падва. Кроме того, адвокат отметил, что дело акционеров ЮКОСа будет рассматривать коллегия из трех профессиональных судей. «Это выбор Михаила Ходорковского, – сказал Падва. – Он сам захотел, чтобы его дело рассматривалось не судом присяжных, а коллегией из трех судей, каждый из которых имеет право голоса».
Между тем вчера же в Басманном суде Москвы слушалось еще одно дело, связанное с ЮКОСом, – рассмотрение жалобы адвокатов сотрудника нефтяной компании Алексея Пичугина на «бездействие прокуратуры». По мнению защиты, представители следствия вовремя не провели проверку фактов применения к Пичугину психотропных средств.
Кроме того, как ожидается, сегодня в Черемушкинском суде Москвы начнется рассмотрение иска о защите чести и достоинства двух сотрудников СИЗО «Матросская Тишина» к президенту Адвокатской палаты Москвы Генри Резнику. Поводом для разбирательства послужило его выступление на телевидении, где Резник заявил, что инспекторы СИЗО 11 ноября 2003 года незаконно обыскали адвоката Ходорковского Ольгу Артюхову и изъяли материалы ее рабочего досье. Артюхова должна выступить в суде в качестве свидетеля.
Британские СМИ о «деле ЮКОСа»
The Economist от 8 июня с.г.
Из статьи «Российские нефтяные компании: внезапное недомогание»
«Россия является крупнейшим производителем нефти после Саудовской Аравии. В последнее время цены на нефть бьют один рекорд за другим. Значит, стоимость акций российских нефтяных компаний по идее должна достигнуть заоблачных высот, не так ли? На самом деле она упала так низко, что дальше просто некуда...
«В России, должно быть, происходит что-то ужасное, если стало возможно банкротство крупной нефтяной компании, когда цена одного барреля нефти составляет 40 долларов США», – считает аналитик брокерской компании «Тройка Диалог» Каха Кикнавелидзе...
Сейчас ЮКОС балансирует на грани банкротства, а цена на акции компании упала с 15 долларов, зафиксированных в начале этого года, до 7 долларов США за штуку...
К сожалению, на этом беды компании вряд ли закончатся, по всей видимости, ее могут ждать новые иски за прошлые годы, в данный же момент пока не понятно, сможет ли руководство компании справиться с первым из них...
Сейчас в московских деловых кругах гадают, какая компания будет следующей жертвой. Многие считают, что арест Михаила Ходорковского это нечто большее, чем просто предупреждение олигархам...
С учетом обеспокоенности российских нефтяных гигантов относительно прав на частную собственность и объема нефтяных запасов, которыми может обладать та или иная компания, нет ничего удивительного в том, что акции большинства из них за последние несколько недель упали в цене. В лучшем случае энергетические компании ожидают более высокие налоги и низкие прибыли; если же события будут разворачиваться по самому плохому сценарию, то их владельцы могут лишиться прав на владение своими предприятиями...
С момента своего пика, зафиксированного 12 апреля этого года, рыночная капитализация российских нефтяных компаний упала со 106 до 64 миллиардов долларов США...»
The Times от 7 июня с.г.
Из статьи «Циничное молчание: Пора высказаться по делу Ходорковского»
«...Спустя семь месяцев тюремного заключения, накануне предварительного слушания по своему делу Михаил Ходорковский опасается, что Владимир Путин может пойти еще дальше и отменить результаты приватизации 1990 г., положившей начало капиталистическим отношениям в стране. Подобные страхи буквально сотрясают и без того слабую российскую демократию и дорого обходятся экономике страны. Несмотря на высокие цены на нефтяные энергоносители, что по идее должно положительно сказываться на экономике, делающей ставку на добычу нефти, российские фондовые рынки занимают одно из последних мест в мире по объему совершенных сделок. Цены на акции ЮКОСа упали почти в два раза, и компания, столкнувшаяся с неожиданным предписанием выплатить 3,4 миллиарда долларов США в форме просроченных налогов, оказалась на грани банкротства.
Очень странно, что правительство Великобритании, являясь непримиримым борцом за демократию в Ираке, пока достаточно вяло осуждает самоуправство Владимира Путина (редкие колкости со стороны министра иностранных дел и по делам Содружества Билла Раммеля не в счет). Настало время четко высказать свою позицию. Непризнание политического характера судебного процесса над Михаилом Ходорковским будет также вопиюще цинично, как все то, что в свое время делали российские олигархи».
Перевод интернет-издания Inosmi.ru