Скорый из Грозного прибыл точно по расписанию.
Пассажирский поезд № 381 Грозный–Москва прибыл вчера утром на Павелецкий вокзал столицы. Без преувеличения можно сказать, что состав – образцово-показательный. Начальник поезда Султан Саипов, сойдя на перрон, с улыбкой бесперебойно сыпал цифрами – о ценах, пассажирообороте, процентах заполняемости. А рядовые пассажиры дружно повторяли одно и то же: «Доехали отлично, состав отличный, обслуживание отличное, Москва отличная». Несмотря на то что поезд фирменный, имени собственного он почему-то не имеет. А последний регулярный состав, курсировавший между Москвой и Грозным, назывался «Джохар». Поезд с таким названием гордо ходил по российским просторам уже после смерти мятежного президента Чечни Джохара Дудаева.
Платформа, на которую прибывал грозненский поезд, заранее была оцеплена милиционерами. На перрон встречающих не пускали – сюда кроме нескольких омоновцев в камуфляже и сотрудников транспортной милиции пробрались только журналисты. Замерли в ожидании музыканты оркестра. За несколько минут до прибытия грянул марш, а вскоре показался поезд. У платформы состав остановился точно по расписанию – в 11.32. Проводницы-чеченки первого вагона выглядели так, словно и не было томительных 48 часов пути – белоснежные сорочки, приветливые улыбки. Пассажиры головных вагонов – по большей части женщины, тоже приветливы и общительны. «Зачем приехали в Москву?» – «В гости к родственникам». – «Не страшно было в пути?» – «Что вы! Все отлично». Цена одного билета в плацкарте (в поезде 5 таких вагонов Тверского вагоностроительного завода 2004 года выпуска) – 678 рублей. Путешествие в купе (5 отреставрированных вагонов с кондиционерами) обойдется в 1413 рублей, а в СВ (1 вагон) – 3100 рублей.
Как рассказал корреспонденту «НГ» присутствовавший на Павелецком вокзале представитель ОАО «Российские железные дороги», в Москву прибыли примерно тысяча пассажиров из Чечни, состав сформирован на Северо-Кавказской железной дороге, а поездная бригада состоит исключительно из чеченских железнодорожников.
Начальник поезда Султан Саипов рассказал, что ему лично придется «три раза в месяц ездить из Грозного в Москву и обратно». Его зарплата – 3500 рублей в месяц. «Сотрудники нашей бригады получают около трех тысяч рублей, – говорит Саипов. – Для Чечни это небольшие деньги». Начальник сообщил, что на железной дороге он трудится с 1989 года, начинал слесарем. В период обеих военных кампаний «жил в лагере беженцев, а когда стало потише, опять пришел на железную дорогу». «Сюда кого попало не возьмут», – уверенно характеризует он сам себя.
Пассажиры покидают перрон, отказываясь от услуг навязчивых носильщиков. Проходя мимо омоновцев, отворачивают взгляд. Но ни содержимое сумок, ни документы милицию здесь не интересуют. Вскоре платформа опустела. И только оркестр продолжал играть бравурные марши.
Регулярное железнодорожное сообщение между Москвой и Грозным было прервано в сентябре 1999 года в связи с началом второй чеченской кампании. Первая попытка возобновить движение предпринята в апреле 2001 года: тогда на Павелецком вокзале уже встречали пассажирский состав из Чечни. Поезд имел номер 88 и формировался в Дагестане. Однако наладить регулярное сообщение тогда не удалось. Теперь же планируется, что пассажирский поезд № 381 будет приходить в Москву два раза в неделю. По сообщениям РЖД, в реализацию этого проекта компания вложила около 3 млрд. рублей.
Из досье «НГ»
Грозненское отделение в составе Северо-Кавказской железной дороги было создано в сентябре 1946 года. Во времена СССР через территорию Чечено-Ингушетии проходило до девяноста поездов в сутки. В конце 80-х Чечено-Ингушетия имела фирменный поезд «Вайнах», который полностью состоял из комфортабельных мягких вагонов немецкого производства. В начале первой чеченской кампании «Вайнах» отогнали в Гудермес, чтобы спасти от огня и бомбежек, но состав полностью сгорел. Его ненадолго сменил «Джохар». С началом контртеррористической операции в Чечне оказались разрушенными 9 железнодорожных вокзалов (в том числе в Грозном и Гудермесе), 18 мостов, более 400 км путей, были полностью демонтированы магистральные кабели связи и контактные провода. Первый участок железнодорожного сообщения на территории Чечни был введен в эксплуатацию в марте 2000 года – стал курсировать поезд на участке Моздок–Гудермес–Грозный. Затраты на восстановительные железнодорожные работы в Чечне за четыре месяца 2004 года превысили 184 млн. рублей.