Теперь Эдуард Ульман (второй справа) рассчитывает восстановиться на военной службе.
Фото ИТАР-ТАСС
Cеверо-Кавказский окружной военный суд оправдал спецназовцев ГРУ Генштаба, проходивших по так называемому делу Ульмана. Майор Алексей Перелевский, капитан Эдуард Ульман, лейтенант Александр Калаганский и прапорщик Владимир Воеводин, обвинявшиеся в убийстве шестерых мирных жителей Чечни, были освобождены от ответственности «за отсутствием состава преступления». Суд также признал за ними право потребовать возмещения материального и морального вреда, нанесенного следствием. Между тем потерпевшие по делу Ульмана намерены подать кассационную жалобу в Военную коллегию Верховного суда России.
Согласно материалам дела, 11 января 2002 года при выполнении спецоперации по поимке Хаттаба в Шатойском районе Чечни разведгруппа 641-го отряда спецназа ГРУ из Новосибирска, куда входили подсудимые, расстреляла автомобиль «УАЗ», в котором находились шестеро чеченцев, хотя было известно, что те никакого отношения к бандформированиям не имеют. 29 апреля коллегия присяжных оправдала всех обвиняемых, посчитав, что военнослужащие действовали в рамках предоставленных им полномочий: бойцы обязаны были подчиниться приказу командира.
Руководствуясь вердиктом присяжных, председательствующий на процессе Александр Каргин постановил признать всех подсудимых невиновными «за отсутствием в их деяниях состава преступления». Соответственно были отклонены иски потерпевших о возмещении морального и материального ущерба на общую сумму 7 млн. долл. и около 1 млн. руб. Суд также признал за спецназовцами право подать иск к Минобороны России с требованием восстановления их по службе, выплаты всех положенных компенсаций, а также возмещения морального и материального вреда, который был нанесен подсудимым и их репутации. В свою очередь, адвокат Людмила Тихомирова, представляющая интересы семей погибших, назвала решение суда присяжных «просто чудовищным»: «По сути, вердикт присяжных легитимизирует убийство мирных жителей в Чечне».
Между тем гособвинение намерено обжаловать решение суда в вышестоящей инстанции ввиду «существенных юридических противоречий». В частности, в вину группе Ульмана ставится факт, что огонь был открыт не по колесам автомобиля, а на поражение людей. При этом погиб только один человек – директор школы Саид Аслаханов. По версии, изложенной капитаном Ульманом, приказ «сделать из оставшихся в живых груз 200» отдавал майор Перелевский. Сам майор утверждал, что такое распоряжение от него не поступало. Спецназовцы расстреляли чеченцев, загрузили трупы в автомобиль, попытались его взорвать, имитируя наезд на фугас, а когда это не удалось, облили «УАЗ» бензином и подожгли.
Изначально этот процесс обещал быть не менее громким, чем слушания по «делу Буданова». В обоих делах много общего: обвинение было предъявлено в убийстве мирных жителей и превышении должностных полномочий. Слушания проходили в стенах одного и того же суда. По схожему сценарию раскручивалось и начало процесса, который пришлось прервать из-за резко ухудшившегося состояния здоровья капитана Ульмана. Из зала суда его увезли с жалобой (как и в случае с Будановым) на повышенное давление. Но в итоге Ульман с подчиненными были оправданы, а Буданова разжаловали и осудили на десять лет.
Впрочем, и в процессе над опальным полковником суд также выносил оправдательный приговор. Но через два месяца, в преддверии чеченского референдума, Главная военная прокуратура добилась повторного рассмотрения «будановского дела». Не исключено, что и на этот раз прокуратура поступит так же. Пока же открытым остается вопрос, кто ответит за убийство мирных граждан?
═
Ростов-на-Дону