У адвоката россиян Дмитрия Афанасьева есть несколько весомых аргументов.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Обвинение двоих россиян в убийстве в Катаре бывшего президента Чечни Зелимхана Яндарбиева стало вчера объектом пристального внимания депутатов Госдумы РФ. Предложение заслушать информацию представителя МИД России по этой проблеме поступило от главы комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Андрея Кокошина. Как передало РИА «Новости», за включение «катарского» вопроса в повестку дня проголосовали 289 депутатов. Пленарное заседание было решено проводить в закрытом режиме. Для отчета перед парламентариями на Охотный Ряд прибыл замминистра иностранных дел Александр Салтанов. Вчера же стало известно, что в судебном процессе над россиянами, идущем в Дохе, объявлен перерыв – слушания продолжатся 2 мая.
«О мерах, предпринимаемых правительством РФ по освобождению российских граждан, арестованных в государстве Катар» – так формулировалась тема закрытого заседания в Госдуме. Выступление Александра Салтанова длилось не больше 20 минут. Он заявил о том, что никаких доказательств причастности россиян к убийству Яндарбиева у катарских властей нет и что правительство России обязательно будет добиваться их освобождения. Замглавы МИДа не назвал депутатам имена обвиняемых и ничего не сказал о их связи с российскими спецслужбами. После этого Салтанов покинул здание на Охотном Ряду.
Детали беседы замглавы МИДа и депутатов прояснить вчера оказалось непросто – как сказал спикер Госдумы Борис Грызлов, «информация была получена в закрытом режиме» и потому секретна. По мнению спикера, эта информация «дает возможность убедиться в том, что правительство работает по этому направлению и делается все необходимое». Он также выразил надежду, что дело разрешится положительно для России: «Этот вопрос, безусловно, будет продвигаться в позитивном направлении», – сказал Грызлов.
В том же духе высказалась и первый вице-спикер Госдумы Любовь Слиска. Она надеется, что обвиненные в причастности к убийству будут освобождены усилиями российских дипломатов. Не раскрывая подробностей доклада представителя внешнеполитического ведомства, Слиска все же сообщила, что никто из свидетелей, проходящих по данному делу, не смог представить доказательств причастности россиян к гибели Яндарбиева. Первый вице-спикер также отметила, что позиция российской стороны остается неизменной: задержание российских граждан на дипломатической вилле было произведено с нарушением международного права – и добавила, что сейчас задержанные в Катаре россияне чувствуют себя нормально.
Позицию России в «катарском» вопросе вице-спикер Госдумы Сергей Бабурин охарактеризовал как «твердую», а также сообщил, что «с удовлетворением воспринял информацию МИДа». «Обвинение носит политическую подоплеку, и не против них, а против крепнущих российских позиций», – считает Бабурин. По его мнению, невиновные должны быть освобождены, чтобы вернуться к своей работе. Вице-спикер выразил надежду на то, что «позора в этом вопросе не будет».
Тем временем на пресс-конференции в агентстве Интерфакс адвокат россиян Дмитрий Афанасьев рассказал о завершившемся первом этапе слушаний. «Убедительных доказательств вины мы не увидели», – заявил юрист, указав при этом на три аргумента защиты. Первый – захват российских граждан на территории дипмиссии был незаконным. При этом адвокат сослался на соответствующие положения Венской конвенции. «Последствиями такого захвата должна стать реституция, то есть катарские власти обязаны выдать россиян», – считает Афанасьев. Второй аргумент – отсутствие в деле реальных доказательств вины. По словам адвоката, «в деле нет ничего, кроме признательных показаний, полученных под пытками». Между тем, подчеркнул Афанасьев, в соответствии с уголовно-процессуальным кодексом Катара и Нью-Йоркской конвенцией против пыток от 1984 года доказательства в уголовном деле, полученные под пытками, должны изыматься. Третий аргумент защиты касается вещественных доказательств, предъявленных суду. По мнению российского защитника, они не могут считаться таковыми. «Они были изъяты в ходе незаконного обыска на неприкосновенной территории – в российской резиденции, – заявил Дмитрий Афанасьев. – Это средства, использующиеся в системах безопасности посольства: датчики, видеокамеры и сенсоры». Отвечая на вопрос корреспондента «НГ», являются ли обвиняемые сотрудниками российских спецслужб, о чем ранее упоминалось в СМИ, Афанасьев сказал: «Россиян захватили на вилле, принадлежащей сотруднику посольства, отвечающему за его безопасность. Целью их прибытия в Катар была установка новых систем безопасности на территории российской дипмиссии».
Последним и решающим аргументом защиты может стать сильная адвокатская группа, в которую кроме катарского юриста Мохсена ас-Сувейди входит англичанин Кристофер Гринвуд и трое юристов из США – в том числе бывший генпрокурор Америки. Услуги международной бригады, как сообщил корреспонденту «НГ» Дмитрий Афанасьев, оплачивает российский МИД.