В Северо-Кавказском окружном военном суде завершились прения по делу спецназовцев ГРУ, обвиняемых в убийстве мирных жителей Чечни. На скамье подсудимых – четверо бойцов разведгруппы 641-го отряда спецназа ГРУ Генштаба РФ. Это капитан Эдуард Ульман, лейтенант Александр Калаганский, прапорщик Владимир Воеводин и майор Алексей Перелевский.
Они обвиняются в том, что 11 января 2002 года при выполнении боевого задания близ селения Дай Шатойского района Чечни открыли огонь по автомобилю «УАЗ», водитель которого не прореагировал на сигнал остановиться. При этом из шести человек, находящихся в машине, один был убит на месте и трое ранены. По версии следствия, испугавшись ответственности за содеянное, спецназовцы расстреляли оставшихся в живых пассажиров, погрузили их тела в автомобиль, который попытались взорвать, имитируя наезд машины на фугас, после чего сожгли машину и трупы.
Как установлено в ходе судебного расследования, ни у одного из пассажиров «УАЗа» не было причин скрываться от федеральных войск. Среди погибших – водитель Хамзат Тугуров, занимавшийся частным извозом, лесник Шахбан Бахаев, директор Ночхи-Килойской школы Саид Аслаханов и завуч этой же школы Абдул Сатабаев, инвалид Зайнаб Джаватханова, ехавшая из районной больницы, и сопровождавший ее племянник Джамалайли Мусаев. У всех пассажиров были с собой документы, подтверждавшие их личность, а досмотр автомобиля показал, что оружия в машине не было.
Впоследствии разведгруппа еще двое суток скиталась по горам в поисках полевого командира Хаттаба, который, по имеющимся у разведчиков данным, вместе с 15 боевиками скрывался в Шатойском районе Чечни. По возвращении на место постоянной дислокации бойцам было предъявлено обвинение в превышении должностных полномочий и умышленном убийстве, совершенном группой лиц по предварительному сговору. Кроме того, прокуратура предъявила обвинение в подстрекательстве к преступлению майору Перелевскому, который, по одной из версий, отдавал приказ капитану Ульману добить раненых чеченцев.
Это уже повторное рассмотрение «дела спецназовцев». Первый процесс начался в ноябре прошлого года. Но уже через два месяца судебное разбирательство было признано недействительным, поскольку некоторые из присяжных, по сути, игнорировали процесс. В соответствии с УПК суд распустил присяжных и выбрал новую коллегию.
Стратегия защиты подсудимых строилась на том, что у военнослужащих не выло выбора: они обязаны были подчиниться приказу командира «сделать из оставшихся в живых пассажиров «груз двести»». Кроме того, адвокаты ссылались на то, что спецназовцам была поручена несвойственная функция – «работать блокпостом». Защитники ссылались на секретную директиву по боевому применению войск спецназа, в которой ничего не сказано о том, что досмотр автотранспорта входит в задачи спецназовцев.
Главные доводы обвинения строились на том, что жестокие действия военных были связаны с сокрытием следов преступления. Кроме того, в вину группе Ульмана ставится тот факт, что спецназовцы стреляли не по колесам, а на поражение.
В рамках прошедших в минувшую пятницу прений прокурор оставил без изменений предъявленные обвинения по статьям «убийство» и «превышение должностных полномочий». В свою очередь, родственники потерпевших, обращаясь к суду, потребовали от присяжных вынесения справедливого приговора. Они также требуют от 50 до 120 тыс. руб. материальной компенсации и по 1 млн. долл. в возмещение морального вреда.
Как ожидается, 29 апреля присяжные вынесут по «делу Ульмана» свой вердикт.
Ростов-на-Дону