Сегодня адвокаты главы МФО МЕНАТЕП Платона Лебедева встретятся со своим подзащитным в СИЗО «Матросская Тишина», чтобы обсудить с ним дальнейшую тактику ведения дела. После того как Мещанский суд Москвы во второй раз отклонил ходатайство адвокатов Лебедева об освобождении его из-под стражи и отказал в ходатайстве о возвращении дела следствию для устранения недоработок, Лебедев потребовал конфиденциального свидания с адвокатами. «Судья спросил у конвоя, можно ли в суде устроить такой разговор, – рассказала адвокат бизнесмена Елена Липцер. – На что конвой ответил, что таких условий в этом суде нет. Поэтому адвокаты встретятся тет-а-тет с Лебедевым в следственном изоляторе». Предварительные слушания по делу главы МЕНАТЕПа возобновятся завтра.
Заседание суда в минувшую пятницу не обошлось без эксцессов. Перед началом закрытых слушаний в здании Мещанского суда были «усилены меры безопасности в связи с угрозой террористического акта». По словам Елены Липцер, в зале судебного заседания находились пять сотрудников спецназа и еще двое стояли за дверью. «На входе сотрудники Министерства юстиции объяснили мне, что это происходит в связи с опасностью терактов, – отметила Липцер. – На мой вопрос, во всех ли судах такое чрезвычайное положение, они сказали, что могут ответить только про свой суд». Липцер попросила суд удалить из зала несколько человек охраны, поскольку, по ее мнению, военизированные люди «оказывают давление на участников процесса». Однако, как пояснила судья, спецназ находится в зале по распоряжению начальника СИЗО, в котором содержится Лебедев. Кроме того, судебные приставы не пускали в здание суда журналистов, мотивируя это все тем же «усилением мер безопасности в связи с угрозой теракта». Журналистам разрешили войти в здание только после того, как они позвонили в Судебный департамент при Верховном суде РФ.
Впрочем, попасть в сам зал заседания сотрудники СМИ все равно бы не смогли, поскольку, согласно ст. 234 УПК РФ, предварительные слушания всегда проходят в закрытом режиме. Хотя, по мнению адвоката Дмитрия Аграновского, «в этом нет никакой необходимости». «На предварительных заседаниях решаются технические вопросы, – сказал «НГ» адвокат. – Вопросов по существу дела там не бывает». Кроме того, Дмитрий Аграновский считает, что «такие общественно-значимые дела, как дело Платона Лебедева, должны рассматриваться исключительно в открытом процессе». «Раньше все было просто: есть в деле гостайна – суд закрытый, нет – открытый, – посетовал адвокат. – Теперь в УПК добавлен еще ряд случаев, когда судебное разбирательство можно сделать закрытым (ст. 241 УПК РФ. – «НГ»). В любом случае окончательное решение по этому вопросу принимает судья». Стоит отметить, что рассмотрение дела акционера ЮКОСа Василия Шахновского проходило в Мещанском суде в открытом режиме. Председательствовала на том процессе та же судья, что сейчас рассматривает «дело Лебедева», – Ирина Колесникова.
Второй день предварительных слушаний начался с того, что суд отказался удовлетворить ходатайство Лебедева о направлении дела в прокуратуру для устранения недостатков в обвинительном заключении. Как пояснила Елена Липцер, два адвоката Лебедева не поставили подпись под обвинительным заключением, в связи с чем они не имеют права заявлять никакие ходатайства в судебном процессе. Затем защита главы МЕНАТЕПа подала повторное ходатайство об освобождении Лебедева из-под стражи. По словам Липцер, «повторное ходатайство было подано в связи с тем, что Европейский суд принял решение рассмотреть нашу жалобу на незаконное содержание Лебедева под стражей в приоритетном порядке». Однако и на этот раз суд отказался освободить главу МЕНАТЕПа. Кроме того, на прошедшем заседании Лебедев заявил, что отказывается от услуг адвоката Евгения Бару, поскольку намерен поручить ему ведение дела в Страсбургском суде.