Абсолютное большинство эвакуированных – сотрудники компании 'Технопромэкспорт'.
В 500 тысяч долларов обошлась бюджету России эвакуация работающих по контракту в Ираке граждан. Сообщив об этом, глава МЧС РФ Сергей Шойгу заявил в эфире телеканала НТВ, что его ведомство не планирует взимать средства, затраченные на эвакуацию, с российских компаний, чьи сотрудники работали в Ираке. Семь рейсов из Багдада и Эль-Кувейта в четверг и пятницу доставили на подмосковный аэродром «Раменское» около 500 россиян, абсолютное большинство которых – сотрудники компании «Технопромэкспорт». По словам гендиректора «Технопромэкспорта» Сергея Моложавого, потери его фирмы в результате срочной эвакуации из Ирака составят около 400 млн. долл. Первые рейсы из Багдада на взлетно-посадочной полосе подмосковного аэродрома «Раменское» встречали корреспонденты «НГ».
По графику временем посадки первого рейса значилось 19.00, но в итоге первый Ил-76 коснулся полосы в 20.45. К этому времени на летном поле появились замминистра МЧС Юрий Бражников, руководство «Технопромэкспорта» во главе с Сергеем Моложавым, а также представители посольств Украины и Белоруссии. «Операция рассчитана на возвращение 820 человек», – сообщил перед объективами облаченный в форму спасателя Юрий Бражников.
Едва огни первого шедшего на посадку Ил-76 показались над аэродромом, еле различимые за стеной обрушившегося ливня спецмашины МЧС ринулись к месту разгрузки. Пока «Василий Молоков» (так называется спецборт МЧС России) рулил по полю, Юрий Бражников заметил, что рейс из Багдада – 24-я миссия этой большегрузной машины. «Помните, первая была в Непал?» – сказал замминистра, обращаясь к стоящим рядом офицерам центрального аппарата МЧС.
Первыми на трапе «Василия Молокова», встреченные гулом толпы журналистов, показались несколько женщин, одетых не по погоде тепло. «Улетали – там 37 градусов жары. А здесь не знаем, чего ждать», – объясняли они встречающим. За шубками работниц «Технопромэкспорта» у выхода из самолета показались сумки и тюки худощавых, с восточным загаром рабочих. «Сразу в автобус, сдавать паспорта, таможня на месте», – перекрикивали наседавших на «беженцев» журналистов таможенники и охранники из курсантов академии МЧС.
Сергей Моложавый, явно не ожидавший подобного ажиотажа, отвечал на вопросы корреспондента «НГ», пока его подчиненные грузились по автобусам (всего на поле «Раменского» пригнали 11 «Икарусов»). «Мы вынуждены отправить наших специалистов в двухмесячный отпуск, – рассказывал он. – Некоторых пристроим на объекты в Бангладеш, кого-то придется уволить – мы же не благотворительная фирма. Но надеемся, что через два месяца сумеем вернуться в Ирак». Все это время, по словам Моложавого, оборудование «Технопромэкспорта», оставленное в пригороде столицы и других областях, «будет находиться под охраной полиции. Еще заплатили деньги некоторым местным племенам, те пообещали присмотреть».
«Монтажники, монтеры, инженеры – специалисты среднего технического звена, женщины – бухгалтеры, поварихи», – перечислял гендиректор, пока его подопечные спускались по трапу. Значительная часть прилетевших – граждане СНГ, в основном украинцы. Работали на строительстве энергостанции в пригороде Багдада, в городе Юсифия. Корреспонденту «НГ» удалось проникнуть в автобус к малороссам. Поначалу несколько смущенные и растерянные, вскоре они разговорились и на вопросы отвечали хором.
– Да какое там «страшно»?! Мы хотим обратно. Так не хотелось улетать! Русских никто не трогает.
– С местными у нас отличные отношения – вместе работали. Теперь и они без работы остались.
– Да, неспокойно в Эль-Фалудже. Мы работали рядом – потому, наверное, и решили, что можем пострадать. Эта местность всегда была непокорная – и прошлой власти, Саддаму.
– Как американцы пришли, многое изменилось. Раньше местные и не представляли, что такое телевидение – было только две программы, Саддама пропагандировали. А теперь везде тарелки. Правда, все равно американцами все недовольны.
– Но как американцы пришли, многие обогатились – ввоз стал беспошлинный. Все дешево. Автомобили «бэушные» со всей Европы прут туда.
– Непонятно, когда теперь вернемся... Ждем 30 июня, когда передадут власть. А пока на прежнее место работы – в Харьков.
– И быт у нас уже налажен. Сами готовим, стираем, шьем. Условия лучше, чем у местных, – горячая вода есть. Есть и столовая. А можно и самим продукты покупать. Дешево все.
На улице тем временем устроили перекур. «Мужики, у кого телефон есть? Мне домой позвонить, в Рязань». Поговорив по мобильному корреспондента «НГ», слесарь Юрий рассказал: «Я в Ираке с января. Работал недалеко от Юсифии. Работа обычная, как и дома, в России. Только зарплата в последние месяцы хорошая была – почти полторы тысячи долларов. Думал машину дома купить, ремонт справить. Там расходов никаких, если только на дискотеку. А насчет «страшно», то я так скажу: в России есть места и пострашнее».