0
963
Газета События Интернет-версия

15.04.2004 00:00:00

Кто сидит на трубе

Тэги: транснефть, нефтепровод, фрадков, ресурсы


В конце прошлой недели в России произошли два события, на первый взгляд не касающиеся широкой общественности и не связанные между собой. На самом деле они касаются всех нас и дают неплохую пищу для размышлений. Скажем сразу – для грустных размышлений.

В пятницу председатель правительства Михаил Фрадков заявил, что «частных трубопроводов в России не будет». Имелись в виду магистральные нефтетрубопроводы – те самые, по которым заветное черное золото бежит от скважин в сторону потребителя. Свою позицию премьер-министр подкрепил так: «Это наша инфраструктура, конкурентные преимущества, за этим надо следить». Аргумент звучит, прямо скажем, несколько странно – нефтяники никого и не просили отдать им существующую нефтепроводную инфраструктуру, наоборот – речь шла о строительстве за частный счет новых нефтепроводных веток. Непонятно, какие конкурентные преимущества имелись в виду. Тем не менее главное нефтяники поняли: инвестировать деньги в простой, понятный и полезный для страны проект им в обозримом будущем не позволено┘

Примерно в то же время – в конце прошлой недели – стало известно, что акционерная компания «Транснефть» увеличила сумму неконсолидированной прибыли за прошлый год на 17,8%, до показателя 15,8 млрд. рублей. Больше прибыли – больше и дивидендов акционерам по итогам 2003 года. Есть чему радоваться. Впрочем, все не так просто.

По словам вице-президента «Транснефти» Сергея Григорьева, неконсолидированная выручка компании за прошлый год выросла на 30%, составив 118,15 млрд. рублей, а чистая прибыль компании поднялась еще больше – на 35,6%, до уровня 35,399 млрд. рублей. Объяснение роста показателей простое – увеличение грузооборота. Попросту говоря, еще больше нефти стали перегонять по трубопроводной системе «Транснефти» российские нефтяники. Общая прокачка нефти выросла с 374 млн. тонн до 415 млн., в том числе сильно выросли поставки черного золота на экспорт – со 187 млн. до 208 млн. тонн. Эксперты говорят, что менеджеры «Транснефти» рады бы увеличить объемы прокачки нефти еще больше, да только это практически невозможно: в «трубе» больше нефти просто не помещается.

Важный фактор прибыльности бизнеса «Транснефти» помимо объема прокачки нефти – транспортные тарифы. Как говорят в частных беседах специалисты нефтяных компаний, у нефтетранспортной организации «на самом деле тарифы подняты до небес – это фактически дополнительный налог для нефтяной отрасли», поэтому нечего удивляться ее внушительным финансовым показателям. Обращает на себя внимание то, что сумма прибыли в 15,8 млрд. рублей – неконсолидированная прибыль «Транснефти», то есть не учитывающая прибылей ее дочерних компаний. Прибыль же консолидированная (полная), по мнению аналитика инвестиционной компании «Атон» Стивена Дашевского, выросла не на 18%, а сразу на 35%. Для чего нефтетрубопроводный гигант оставляет значительную часть прибыли на балансах дочерних предприятий? Об этом говорили сами менеджеры «Транснефти» еще в прошлом году: требуется много денег на поддержание трубопроводной системы в рабочем состоянии. В этом году, кстати, финансовые успехи компании обещают быть намного скромнее, чем в прошлом: потребности «Транснефти» в деньгах – главным образом на капитальные нужды и, в частности, на строительство Балтийской трубопроводной системы – огромны, а средств не хватает. Страна действительно нуждается в постройке новых нефтепроводов, а также модернизации старых, но денег на это просто-напросто нет – негде взять┘

Ну как? Любопытная ситуация, не правда ли? С одной стороны, нефтяная отрасль, приносящая государству заветные нефтедоллары, сама предлагает: дайте возможность построить новую «трубу» – будем больше добывать и продавать. Тогда глядишь – у государства появятся деньги на объявленную президентом борьбу с бедностью. С другой, государство, устами премьер-министра Фрадкова заявляющее: нет, «трубу» частникам строить нельзя – можно только подконтрольной государству «Транснефти». И тут же известия от самой «Транснефти»: тарифы на высоте, прибыли растут, вот только денег на «трубу» все равно не хватает. Замкнутый круг?

Вовсе нет. Союз российских нефтеэкспортеров (СОНЭК) уже обращался к Михаилу Фрадкову почти сразу после его утверждения в должности. Тогда в письме СОНЭК звучали такие слова: «...система российских магистральных трубопроводов в настоящее время становится сдерживающим фактором в диверсификации и увеличении объемов экспорта и нефтепродуктов». И там же: «нужны крупные инвестиции, осуществить которые без привлечения частного капитала вряд ли возможно». Фокус в том, что нефтяники вообще-то и не просили власть о частной собственности на «трубу». Нельзя так нельзя – дайте хотя бы возможность инвестировать частные деньги в строительство государственной «трубы» с возможностью возврата инвестиций в виде специального тарифа. Речь идет о поправках в законы «О магистральном трубопроводном транспорте» и «О естественных монополиях», а все, что нужно, – гарантии возврата капитала.

Картина странная. То ли анекдотическая, то ли страшная. Нефтяники нижайше просят разрешения сделать, по сути, подарок государству – построив новые нефтепроводы, поднять экспорт нефти, что увеличит поток заветных нефтедолларов в бюджет на десятки процентов. Государство отвечает: в России могут быть только подконтрольные государству трубопроводы; короче говоря, не положено. Нефтяники говорят: о’кей, тогда давайте мы за свои деньги построим государственную «трубу», а вложенный капитал пускай к нам вернется в виде специальных тарифов на прокачку нефти по ней. Государство снова отвечает: ну, тут все сложно, за этим следить надо; в общем, давайте отложим вопрос┘ Лет на сто?

Если это государственническая политика, то скажите мне, что такое абсурд?

Строительство новых трубопроводов загрузило бы трубников и других промышленников, дав колоссальный импульс развития экономике. Вот он, заветный рост ВВП! Вот они, новые зарплаты и налоги – доходы граждан и бюджета, в конечном счете – искоренение бедности! Наконец, рост нефтеэкспорта уже в ближайшей перспективе – это дополнительные миллиарды нефтедолларов в закрома Центробанка и федерального бюджета. Разве от такого отказываются?

Нефтяная отрасль находится под мощнейшим налоговым прессом, который к тому же день ото дня становится еще тяжелее. Нефтяники платят огромные транспортные тарифы, читай – налог, не предусмотренный Налоговым кодексом. Чтобы компенсировать падение чистой прибыли, они предлагают механизм, государству выгодный, как ни странно, даже больше, чем им самим. Ответ – отказ┘

Ну что ж. Видимо, за двенадцать лет реформ мы так и не доросли до отношений между властью и бизнесом, основанных на здравом смысле. Может быть, надо перестать тешить себя надеждами о светлом капиталистическом будущем и сразу признать, что наше будущее – то же, что у Аргентины и Венесуэлы? Жизнь по схеме «благие намерения – абсурдная политика – кризис – дефолт – и снова благие намерения». Если так, то, может, надо уже прекратить разговоры об удвоении ВВП и борьбе с бедностью?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1997
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1273
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
943
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1244

Другие новости