Долгое время лидером дорожного строительства в Ленобласти считалась фирма «Дорстройпроект» и еще более десятка связанных с ней организаций. Вместе они образовывали некую империю, которая появилась лет десять назад с подачи предпринимателя Эрика Исааковича Райского. Практически все эти годы пресса пестрела лишь позитивными публикациями, свидетельствовавшими о предпринимательском таланте основателя «Дорстройпроекта». Однако приближалась юбилейная дата, дорожники Эрика Райского наряду с заказами на ремонт и строительство федеральной трассы «Кола» и дороги стратегического значения на порт Усть-Луга, получили подряд на Кольцевой автодороге (КАД). И мало-помалу внимание журналистов сосредоточилось на «райской империи». Неудивительно, что биография известного дорожного строителя вдруг заиграла новыми, неожиданными оттенками, после которых и вся деятельность «Дорстройпроекта» стала выглядеть по-иному.
Первая осечка случилась, когда предприятия Эрика Исааковича были в числе прочих отлучены от строительства КАД, несомненно, представлявшего для дорожников лакомый кусок. Затем журналист издания «Известия Петербург» не поленился совершить трофи-рейд по недавно отстроенной дороге на Усть-Лугу. К тому же репортер оказался неплохим фотографом. И если даже он несколько преувеличил, что по дороге такого качества можно проехать разве что на бронетехнике, то добытые в рейде фотоснимки красноречиво подтверждают всю неизбывную печаль от путешествия по «райским» дорогам.
Наконец, достоянием общественности стало публичное разоблачение Эрика Исааковича. Выяснилось, как писали, например, «Новости Петербурга», что в свое время товарищ Райский получил судимость за хищение социалистической собственности. Владельцу «Дорстройпроекта» оставался лишь один достойный выход, которым он не преминул воспользоваться: сразу после юбилейных торжеств Эрик Исаакович отправился на заслуженный отдых и вскоре признал в «Литературной газете» факт уголовного прошлого.
И что, спросите вы. Мало ли сидельцев, получивших срок в условиях советского тоталитаризма, сегодня являются успешными предпринимателями, можно сказать, признанными пионерами российских экономических преобразований┘
Таких немало. Но стоит обратиться к результатам многочисленных проверок дорожного комитета контрольно-счетной палатой Ленобласти, чтобы удостовериться: методы работы предприятий Эрика Райского отличаются своим специфическим почерком. Особенно там, где дело касается государственной собственности.
Так, по материалам проверки за 2000 год, государственное предприятие «Кировское ДРСУ» передало в аренду подконтрольной Райскому фирме «Дорстроймеханизация» имущество балансовой стоимостью 8517,4 тыс. рублей. Арендная плата только за 8 месяцев была занижена на 177,3 тыс. рублей. Кроме того, «Дорстроймеханизация» без договора аренды с областным КУГИ использовала расположенный в Кировске производственный корпус, в поселке Павлово-на-Неве – гаражи-стоянки, деревообрабатывающий цех, ремонтно-механические мастерские. Неким апофеозом такого рода деятельности можно назвать опубликованные в СМИ факты строительства асфальтного завода прямо на пахотных землях, о чем рассказала, например, санкт-петербургская «Новая газета».
Петербургским журналистам удалось выяснить обстоятельства получения дорожными строителями заказов на областные дороги. При этом авторы ряда публикаций (в том числе в издании «Ваш тайный советник»), указывают на некие неформальные связи между Эриком Райским и председателем дорожного комитета Ленобласти Александром Брахно. Похоже, сегодня расхлебывать эту кашу придется давнему соратнику Райского – Леонарду Ахназарову. Именно ему переданы бразды правления «Дорстройпроектом».
Любопытно другое. Владелец дорожной империи познакомился со своим нынешним назначенцем, еще работая в магаданских краях. Потом их пути-дороги разошлись, чтобы спустя много лет старые знакомцы вместе начали «дорожный промысел». Впрочем, если вспомнить, что недавно в петербургских СМИ (в том числе в газете «Известия Петербург») всплыла история об уголовном деле, возбужденном налоговой полицией в отношении Леонарда Бегляровича, то можно предположить, что передача власти в «Дорстройпроекте» вряд ли что изменит. Если Эрик Райский, как установил суд, расхищал социалистическую собственность, то, как следует из материалов дела Леонарда Ахназарова, он тривиально утаивал от государственной казны налоговые отчисления.
Но, прямо скажем, второму повезло гораздо больше. Налоговую полицию расформировали, дело закрыли в связи с «деятельным раскаянием», и господин Ахназаров не обогатил биографию тюремной строкой. Впрочем, остался чист перед законом и авторитетный петербургский предприниматель Руслан Коляк, когда-то начинавший свой бизнес в гостинице «Пулковская». Его расстреляли в Ялте. Несколько лет назад покойный Руслан Артемьевич и заслуженный пенсионер Эрик Исаакович, как утверждают «Новости Петербурга», даже оказались партнерами по бизнесу. Правда, эта страница в истории «Дорстройпроекта» еще остается недописанной.
А пока все по-прежнему. Дорожное хозяйство Ленобласти курирует Александр Брахно, основанная некогда империя ходит в лидерах, а журналисты отправляются в трофи-рейды по «райским» дорогам.