Конституционный суд РФ признал не соответствующим Основному закону страны постановление российского правительства № 538 от 17 июля 2001 года, запрещавшее в интересах государственной безопасности деятельность негосударственных лоцманских организаций в крупнейших морских портах страны – например, в Петербурге, Мурманске, Новороссийске и Калининграде. Летом 2001 года в знак протеста против этого решения негосударственные лоцманы Санкт-Петербурга бастовали 101 час 45 минут. За это время, по некоторым оценкам, порту, транспортным компаниям, бюджетам всех уровней нанесен ущерб почти на 500 млн. долл. Но итогом забастовки стало лишь ужесточение позиций правительства, которое активизировало работу по созданию государственных лоцманских служб в стратегических портах страны.
Апеллировавшие к Конституционному суду «Ассоциация морских лоцманов России» и «Общество морских лоцманов Санкт-Петербурга» обвиняют пролоббировавший это постановление Минтранс в «нарушении правил добросовестной конкуренции». И настаивают на том, что его основная цель – установить контроль над финансовыми потоками лоцманских сборов, переведя их в государственное предприятие «Росморпорт». До этого лоцманы пытались оспорить постановление в Верховном суде. Однако тот счел его правомерным, сославшись на Кодекс торгового мореплавания, согласно которому негосударственные лоцманские организации создаются с учетом особенностей, определяемых правительством РФ. В Конституционном суде и представитель Госдумы Елена Мизулина, и представитель президента Михаил Митюков встали на защиту кодекса, ссылаясь на необходимость обеспечения безопасности и обороноспособности страны.
Однако КС счел, что правительство не может произвольно устанавливать критерии, на основании которых ограничиваются права и свободы граждан, – согласно 55-й статье Конституции это прерогатива законодателя. К тому же такие ограничения должны быть мотивированы. Однако вчерашнее решение суда вовсе не означает, что уже завтра негосударственные лоцманы могут выходить на работу: последнее слово суд оставил за Госдумой.
«Все пока остается так, как есть, – пояснил «НГ» судья КС Анатолий Кононов. – Мы в своем постановлении ответили только на один вопрос – что все регулирование, которое существовало до сих пор, оно неясно, непонятно и не годится, потому что предполагает произвольные действия правительства. Дальше этого мы не пошли. Судьи сочли достаточным принцип неопределенности правовой нормы. У меня на этот счет особое мнение – я полагал, что нужно выйти шире, в том числе и с точки зрения свободы труда, экономической деятельности. Профессионалов ограничивают в возможности работать в каких-то портах. Почему? Я оснований к этому в 55-й статье Конституции не вижу. Если существуют общие требования к безопасности, это не может быть ограничением. Подход изначально основывался на экономической целесообразности. Почему в наиболее крупных портах разрешили работать только государственным лоцманам? Потому что они наиболее доходные, это выгодно для государственных лоцманов. И здесь есть явная дискриминация».