Нодар Канчели (слева) разъяснил на пальцах, что произошло в «Трансваале». В центре – президент Союза московских архитекторов Виктор Логвинов, справа – глава Союза архитекторов России Юрий Гнедовский.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В очередной раз отложено планировавшееся на начало этой недели оглашение результатов работы комиссии Москомархитектуры по расследованию причин обрушения купола «Трансвааль-парка». Но специалистам, в том числе автору проекта купола Нодару Канчели, известно ее предварительное заключение. Как заявил Канчели на состоявшейся вчера пресс-конференции под названием «Истинные причины трагедии в «Трансвааль-парке», на которой также присутствовали президент Союза архитекторов России (САР) Юрий Гнедовский и глава Союза московских архитекторов (СМА) Виктор Логвинов, «с этим заключением я не согласен». «Вывод комиссии однозначен и категоричен: причиной трагедии стали проектные ошибки», – сказал Канчели, который, в свою очередь, уверен в том, что «причиной обрушения стало внешнее воздействие на одну из колонн аквапарка».
«Я уверен в версии теракта», – заявил Нодар Канчели. При этом архитектор признает, что «в проекте были недочеты. Например, «выбивание» одной из колонн действительно вело к обрушению крыши. Но мы проектировали в соответствии с существующими нормами. А в век терроризма надо строить по-другому». По словам автора проекта, заключение комиссии Москомархитектуры будет основано в том числе и на выводах московской технической комиссии. В ее состав входят представители Госстроя, а также так называемая сторона ответчиков – турецкой строительной компании, возводившей аквапарк, и специалистов-проектировщиков, мастерской «Сергей Киселев и Партнеры» и бюро самого Нодара Канчели ЗАО «К». «Я подготовил свое особое мнение, которое, мягко говоря, не совпадает с выводами основной комиссии, – говорит Канчели. – Объяснения, почему обрушился комплекс, кроме внешнего воздействия, я не нахожу».
По словам автора проекта купола, «комиссия Москомархитектуры даже не рассматривала версию внешнего воздействия на колонну. Членам комиссии не была показана видеопленка с записью облака, вырвавшегося из-под колонны прямо перед ее обрушением. Хотя эту пленку мы смотрели с мэром Лужковым в ночь после обрушения пять или шесть раз». После этого, по словам Канчели, он вместе с Юрием Лужковым пошел к месту, где лежала злополучная колонна. «Ее обнаружили, заваленную досками, остатками крыши и утеплителем, – рассказал архитектор. – Колонна была будто переломлена пополам. Я слышал, как кто-то из сопровождающих нас людей сказал: «Ничего не трогать». Но на следующий день все колонны, в том числе и та самая, оказались в груде засыпанного мусора в овраге за «Трансваалем». И я услышал фразу кого-то из специалистов прокуратуры: «Это уже не вещдоки».
Союз архитекторов России, по словам его президента Юрия Гнедовского, «выражает тревогу в связи с необъективным расследованием причин трагедии». «Также загадочна история с растаскиванием колонн и вещдоков», – заявил журналистам Гнедовский. А Виктор Логвинов сообщил, что генпрокурору Владимиру Устинову направлено от имени правления СМА письмо с требованием «рассмотреть версию внешнего воздействия на основные несущие конструкции купола аквапарка». Кроме того, глава московских архитекторов рассказал, что СМА обратился в один из закрытых институтов с просьбой провести экспертизу на «предмет возможных внешних причин обрушения. Например, есть версия бомбардировки колонны аквапарка каким-то снарядом, запущенным из леса, находящегося в ста метрах от «Трансвааля».
Известно, что помимо комиссии Москомархитектуры расследованием причин трагедии в «Трансваале» занимались еще комиссии Госстроя, МЧС и Мосгорпрокуратуры. «Мне ничего не известно об их работе», – сообщил корреспонденту «НГ» Нодар Канчели. А в прямом эфире радио «Эхо Москвы» в понедельник глава столичного стройкомплекса Владимир Ресин заявил, что комиссия Москомархитектуры – единственная: «Это правительственная комиссия, создана постановлением правительства Москвы». Возможным сроком оглашения официальных результатов ее работы, как сообщили корреспонденту «НГ» в пресс-центре столичного стройкоплекса, теперь значится «конец этой недели».