Вчера совет Адвокатской палаты Москвы обсудил нарушения, которые, по мнению столичного адвокатского сообщества, допустили сотрудники СИЗО «Матросская Тишина» в отношении защитников Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Предметом рассмотрения, по словам президента палаты Генри Резника, стали «незаконные обыски и изъятие сотрудниками СИЗО материалов адвокатских досье у Юрия Шмидта и Евгения Бару». «У меня нет сомнений в том, что действия сотрудников изолятора незаконны, и Адвокатская палата будет делать все, чтобы впредь такого не повторялось», – заявил «НГ» Генри Резник. По его словам, «у палаты нет властных полномочий в отношении сотрудников СИЗО, и мы можем добиваться восстановления своих прав только обращениями в суды».
В минувший понедельник сотрудники «Матросской Тишины» обыскали Евгения Бару при выходе из СИЗО. По словам адвоката, из его портфеля забрали рукописные и печатные материалы из адвокатского досье. Причем, как утверждает Бару, среди изъятого были не только документы, написанные рукой Платона Лебедева, но и тетрадь с рабочими записями самого адвоката. У одного из защитников Ходорковского Юрия Шмидта на выходе из СИЗО также отобрали некоторые материалы его досье. «Должен сказать, что я был потрясен, когда узнал о новых обысках адвокатов в СИЗО, – заявил «НГ» Генри Резник. – Я искренне полагал, что после инцидента с Ольгой Артюховой сотрудники ГУИНа должны были понять, что подобные беззакония недопустимы». При этом президент Адвокатской палаты Москвы не склонен возлагать вину за произошедшее в «Матросской Тишине» исключительно на офицеров Минюста. «Я не грешу на сотрудников следственного изолятора, – говорит адвокат. – Мне совершенно очевидно, что эти обыски и изъятия инициируют правоохранительные органы».
По словам адвоката Платона Лебедева Елены Липцер, в минувший понедельник в СИЗО у Евгения Бару помимо рабочих записей была изъята часть документов, касающихся жалобы главы МФО МЕНАТЕП в Европейский суд по правам человека. «По запросу Европейского суда российским правительством был подготовлен ответ о состоянии здоровья Платона Лебедева. Мы намеревались подготовить возражения по этому ответу», – пояснила Липцер. Между тем, как заявил на вчерашней пресс-конференции уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин, он не получал жалоб на нарушение прав подозреваемых по «делу ЮКОСа». При этом российский омбудсмен заметил: «Насколько мне известно из прессы, адвокаты подозреваемых подали заявление в Страсбургский суд по правам человека. А Страсбургский суд принимает заявления только от людей, права которых нарушены».