Редкий изумруд стоимостью предположительно более полутора миллионов долларов пытались продать в Москве на Чистых прудах двое сбытчиков. Избавиться от камня за треть его реальной цены хотели граждане Узбекистана и Грузии. Обоих задержали, а камень отправили на экспертизу. До инцидента на Чистых прудах самым дорогим российским изумрудом считался «Президент», названный в честь Бориса Ельцина (оценен в 1 миллион 200 тысяч долларов).
В управлении по борьбе с экономическими преступлениями (УБЭП) ГУВД столицы корреспонденту «НГ» рассказали, что «за продавцами следили несколько недель». По словам пресс-секретаря УБЭП Фи-
липпа Золотницкого, «до последнего момента не было уверенности в том, что сбытчики принесут настоящий камень, а не подделку». Оперативники уточнили, что оба задержанных – опытные мошенники, один из которых на протяжении десяти лет эпизодически «светится» в Москве. Сделка была назначена на пятницу. Местом рандеву выбрали бульвар, неподалеку от станции метро «Чистые пруды». В роли покупателя выступал сотрудник УБЭП. Сбытчики явились вовремя, и спустя некоторое время давали первые показания. Изумруд тем временем отправили на предварительную экспертизу, которая подтвердила его подлинность. Вес камня размером 50 на 30 мм составил 409,04 карата.
Специалисты пытаются установить, откуда и каким образом столь крупный необработанный изумруд попал в Москву. По мнению гемологов (специалистов по драгоценным камням и металлам), он вполне мог иметь «уральское» происхождение. Самые крупные российские изумруды и тот же «Президент» находили в Уральских горах. А наиболее ценными изумрудами считаются найденные в Южной Америке, в частности, в Колумбии. Но везти такой товар из-за границы, как утверждают специалисты, – занятие рискованное и бессмысленное: в необработанном виде их ценность весьма сомнительна. Дело в том, что после огранки меняется не только форма камня, но и значительно уменьшается его масса, так как из него удаляются все примеси. «По этим же причинам, – замечают оперативники, – в России не существует подпольного рынка необработанных камней».
Дальнейшую судьбу камня определит суд. Не исключено, что изумруд будет продан, а доходы от его продажи направят в казну государства.