За день до выборов президента России из Великобритании пришла сенсационная весть. Как написала лондонская «The Times», «катарские террористы», расправившиеся в феврале этого года с экс-президентом Чечни Зелимханом Яндарбиевым, «были из российских спецслужб». До вчерашнего вечера МИД РФ не высказал официальной позиции в связи с публикацией в британском издании. Воздержались от комментариев и в посольстве России в Катаре. Только в ЦОС ФСБ России корреспонденту «НГ» вчера сообщили: «Задержанные не имеют никакого отношения к нашему ведомству».
Статья «Катарские террористы «были из российских спецслужб» (авторы – Майкл Биньон и Джереми Пейдж, в переводе сайта InoPressa.ru) вышла в газете «The Times» в пятницу, 12 марта. В ней со ссылкой на некие дипломатические источники утверждается, что двое арестованных в Дохе россиян признались, что «являются сотрудниками спецслужб». В ходе следствия, как пишет газета, «они также сообщили катарцам, что взрывное устройство, убившее в феврале Зелимхана Яндарбиева, было нелегально переправлено в Катар после того, как его прислали из Москвы в Саудовскую Аравию в мешке с дипломатической почтой». В «The Times» говорится и о том, что в Москве в аэропорту «Шереметьево-2» были арестованы несколько граждан арабского государства: Насер Ибрагим Саад аль-Мадхихики – чиновник, сопровождавший команду Катара по греко-римской борьбе, Ибрагим Ахмад Насер Ахмад и борец Ибад Ахмедов. По имеющимся у издания сведениям, отпущен только борец Ахмедов. Ранее в российских СМИ сообщалось, что в «Шереметьеве» действительно были задержаны двое спортсменов, представляющих сборную Катара по греко-римской борьбе. Это Ибад Ахмедов и его тренер Александр Дубровский (спустя некоторое время их отпустили). Другие фамилии не назывались. При этом имена арестованных в Дохе россиян до сих пор неизвестны.
В посольстве России в Саудовской Аравии вчера отказались комментировать утверждения, что взрывное устройство прибыло в Доху из Москвы через Саудовскую Аравию. Как заявил корреспонденту «НГ» завпротоколом посольства России в Королевстве Саудовская Аравия Владислав Луценко, «мы не можем комментировать сообщение английской газеты». При этом представитель посольства отметил: «Российско-саудовские отношения налаживаются по политической и экономической линиям. Саудовская Аравия – передовая страна арабо-мусульманского мира, мы идем на сближение. Поэтому мы стараемся создать благоприятный информационный фон».
Мог ли смертельный груз быть отправлен диппочтой? Согласно Венской конвенции 1961 года, «дипломатическая и консульская почта неприкосновенна». Процедура переправки диппочты выглядит таким образом: в МИДе груз запаковывают в прорезиненные мешки (так называемые вализы), опечатывают сургучом, снабжают наклейкой «expetion officile» («официальная почта»). Далее самолетом или поездом в сопровождении вооруженного дипкурьера груз направляется в страну назначения. На самолет для диппочты (не более 70 кг) покупается отдельный билет – обязательно в салон 1-го класса. По прибытии почту встречают работающие на месте дипломаты и на автомобилях посольства перевозят в дипмиссию. Что касается возможности переправки с дипломатической почтой «иного груза», то, как рассказали корреспондентам «НГ» источники во внешнеполитическом ведомстве России, «сотрудники посольств нередко используют диппочту в личных целях».
«The Times» также пишет: «Катар обещает предать их (арестованных россиян. – «НГ») суду. Суд поставит Москву в затруднительное положение, если выяснится, что ее агенты получили задание убить Яндарбиева, но еще более неприятными являются показания о доставке взрывного устройства по дипломатическим каналам. В результате призывы России к совместным действиям мирового сообщества в борьбе с чеченским терроризмом будут сильно скомпрометированы». «Кремль отчаянно стремится не допустить суда, – говорит далее «The Times», – и пригрозил послать спецназ для проведения операции по освобождению арестованных и возвращению их в Россию». Как передает британская газета, находившийся в Париже российский министр обороны Сергей Иванов заявил журналистам: «Государство использует все имеющиеся в его распоряжении средства для освобождения российских граждан, незаконно арестованных в Катаре». Цитирует «The Times» и слова нового министра иностранных дел Сергея Лаврова: «Мы ждем от Катара адекватного ответа. Пока не получено никаких доказательств вины двух российских граждан».
Специалисты скептически говорят о возможности силовой спецоперации по освобождению россиян. Радиостанция «Эхо Москвы» озвучила мнение президента Ассоциации ветеранов группы «Альфа» Сергея Гончарова, который считает, что «участие спецслужб в освобождении задержанных не имеет никакого смысла». Еще более категоричен был шеф русского бюро катарской телекомпании «Аль-Джазира» Акрам Кузам. В беседе с корреспондентом «НГ» он назвал это предположение «ерундой и провокацией британских журналистов».
Интересы арестованных россиян по-прежнему защищает международная группа юристов – из Катара, Великобритании, США и России. Среди них бывшие генеральный прокурор США Дик Торнбург и американский посол в Комиссии ООН по правам человека, бывший президент Американской ассоциации юристов Джером Шестак. Руководит защитой российский адвокат Дмитрий Афанасьев, который представляет адвокатское бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры». Бюро специализируется на представлении интересов иностранных компаний в России и российских компаний за рубежом. Юристы этой конторы обладают опытом представления иностранных фирм в правительственных структурах Российской Федерации.