Безобидная «Таврия» стала на улице Покрышкина поистине адской машиной.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В Московском городском суде вчера начался процесс по делу о теракте у ресторана «Макдоналдс» в октябре 2002 года. Оно было выделено из основного дела, возбужденного прокуратурой Москвы в связи с захватом заложников в Театральном центре на Дубровке. В качестве обвиняемых по нему проходят пятеро уроженцев Чечни – Асланбек Хасханов, Аслан Мурдалов, братья Алихан и Ахъяд Межиевы и Хампаш Собралиев. Им предъявлены обвинения в совершении взрыва у ресторана «Макдоналдс», в пособничестве в терроризме и захвате заложников, а также незаконном хранении оружия и взрывных устройств. Слушания проходят в закрытом режиме.
Теракт у ресторана «Макдоналдс» на улице Покрышкина в Юго-Западном округе столицы был совершен 19 октября 2002 года. Взрывное устройство мощностью около пяти килограммов тротила было заложено в автомобиль «Таврия». Взрыв прогремел около часу дня, и вся его мощь пришлась на здание «Макдоналдса», где в тот момент находились сотни посетителей. Ранения получили восемь человек. 17-летний студент Сергей Гришин позже скончался.
В интервью Интерфаксу начальник Управления информации и общественных связей ГУВД Москвы Валерий Гребакин тогда заявил, что «взрыв носит чисто криминальный характер. Никакой речи о террористическом акте не идет». В связи со взрывом столичная прокуратура возбудила уголовное дело по ч. 2 статьи 105 УК РФ (покушение на убийство). Однако события, произошедшие через четыре дня в Театральном центре на улице Мельникова, показали, что взрыв у «Макдоналдса» и захват «Норд-Оста» – звенья одной цепи.
В ходе расследования уголовного дела, возбужденного в связи с захватом заложников на Дубровке, в ноябре 2002 года в Москве были задержаны трое уроженцев Чечни. Позже выяснилось, что они причастны и к взрыву у ресторана «Макдоналдс». Показания задержанных позволили выявить организатора теракта на улице Покрышкина, который, как оказалось, участвовал в захвате «Норд-Оста» и был убит во время штурма. Следователям удалось также выяснить, что «Таврия», взорванная у «Макдоналдса», была не единственной адской машиной террористов. В конце октября у Концертного зала имени Чайковского оперативники нашли «восьмерку» с заложенной в ней взрывчаткой, затем еще две машины на автостоянке на Звенигородском шоссе. А в начале июня 2003 года в подмосковном селе Черное оперативники МУРа обнаружили в сарае одного из домов более 400 кг пластита и электродетонаторы.
Первое заседание по делу о взрыве у ресторана «Макдоналдс» началось с выступления прокурора, который зачитал фабулу обвинения. Затем на процессе продолжились слушания по существу, в ходе которых двое обвиняемых, Алихан Межиев и Хампаш Собралиев, частично признали свою вину. Суд также заслушал показания шести потерпевших. Всего в качестве свидетелей по делу проходят 140 человек, из них 17 признаны потерпевшими.