Оснастить столичный метрополитен специальным оборудованием, определяющим взрывчатые вещества, предложил вчера замначальника Главного управления охраны общественного порядка МВД РФ генерал-майор Леонид Веденов. По словам генерала, одно из питерских научных подразделений ведомственного предприятия «Спецтехника и связь» давно занимается подобными разработками и даже проводило пробные испытания. Когда именно произойдут «антитеррористические» преобразования в метро, во сколько это обойдется городскому бюджету и что будут представлять собой сами устройства, Веденов не пояснил. «Представляете себе обыкновенную рамку-металлоискатель, через которую проходят при входе во многие госучреждения или крупные культурные центры? В принципе будет что-то похожее», – заявили в МВД.
Первые испытания приборов, которые распознают частицы взрывчатого вещества на человеке – к примеру, на его одежде, относятся к середине 90-х годов. Тогда секретными разработками занимались закрытые лаборатории Института криминалистики ФСБ. Позднее, после терактов 1999 года в Москве, к работе подключились научно-производственные подразделения МВД. По данным «НГ», лабораторными исследованиями по распознанию взрывчатки занимается закрытое предприятие «Спецтехника и связь».
К идее оснащения столичной подземки соответствующим оборудованием имеющие отношение к взрывотехнике источники «НГ» в спецслужбах относятся весьма скептически. Доводы просты: достаточно сложно пропустить сквозь «рамку» тысячи людей и выявить террориста – на одежде многих, без сомнения, есть частички взрывчатых веществ. С подобной ситуацией специалисты столкнулись после терактов в Москве. «Если человек живет недалеко от химического предприятия или завода, на котором производят взрывчатку, то на его коже или на одежде присутствуют молекулярные соединения этих веществ, – рассказывали корреспонденту «НГ» взрывотехники ФСБ. – У каждого десятого москвича на одежде можно найти следы взрывчатки». Если это действительно так, то работа метро может просто оказаться парализованной: сотни граждан, пройдя турникет с анализаторами, окажутся подозреваемыми в причастности к терроризму.
В МВД России пояснили, что сделать столичное метро максимально безопасным можно, опираясь в том числе на опыт стран, имеющих давние «антитеррористические» традиции – Израиля и Великобритании. В Тель-Авиве нет метро, но практически в каждом магазине, кинотеатре, не говоря об аэропорте «Бен-Гурион», установлены не только металлоискатели, но и спецприборы, «вычисляющие» взрывчатку. А со станций лондонской подземки давно убраны мусорные контейнеры. Кроме того, там установлены видеокамеры, способные реагировать на предмет, находящийся долгое время без движения. Руководитель службы безопасности лондонского метро офицер Макманус считает, что защититься от террористов-смертников невозможно. По его мнению, чтобы полностью защитить пассажиров, «необходимо просвечивать ежедневно более 3 млн. человек». Службе охраны Московского метрополитена придется куда тяжелее – его поезда каждый день перевозят до 10 миллионов пассажиров.